Ирина Шахрай — адвокат и финансовый советник о ситуации на ресторанном рынке
Советуют профессионалы
Ирина Шахрай — адвокат, финансовый советник. Основатель юридической компании «Шахрай и Партнеры». В числе клиентов, компании, которые хорошо известны в России и работают под брендами «Чайхона №1», «Пловбери», Steak it easy, La biosthetique, Janssen cosmetics, Truefit&Hill, Dixon, Sothys, Гранд отель «Жемчужина», Клуб-ресторан «Дворянское Гнездо» и другие.
Хочется пообщаться на болезненную для всех тему — влияние пандемии на ресторанную отрасль и на бизнес в целом.
Хотелось бы к вам обратиться как к эксперту и как к потребителю, какие у вас были первые мысли, чувства и решения, когда пандемия только начиналась еще в Китае и когда она уже пришла в Россию?
Ирина Шахрай: В январе, когда в Китае только началось распространение вируса, я находилась в США и мысли, что он может добраться до нас — не было. Было понимание, что в современном мире вирус должен был быть локально уничтожен. Осознание того, что Ухань является очень удобной локацией для распространения вируса по всему миру, в связи с тем, что это роза всех портов, пришло гораздо позже. СМИ успокаивали сообщениями, что от вируса защищает прививка БЦЖ, вирус поражает только азиатов. ВОЗ сообщал, что вирус не представляет серьезной опасности.
В дальнейшем информацию я начала получать от друзей, которые живут в Европе, что у них начинает ухудшаться ситуация и тут у нас с мужем начались некие опасения.
С ноября месяца в России был рост заболеваний пневмонией, воспалением легких и прочим, и никто не падал в обморок, не закрыла города, а потом все спохватились и начался пресловутый режим самоизоляции.
ТМ: Если разобрать эту проблему локально, мы сейчас обсуждаем ресторанную отрасль, скажите с какими проблемами столкнулся бизнес? Что лежит на поверхности, а что более глубоко, например взаимоотношения между партнерами, инвесторами, взаимоотношениями с властью?
Ирина Шахрай: Ресторанный бизнес одна из наиболее пострадавших отраслей. В результате противовирусных мероприятий деятельность ресторанов была парализована на 3 месяца, а ситуация с нерабочими днями за счет работодателя повергла многих в шок от осознания неминуемого разорения.
В общепите работает колоссальное количество людей, в условиях простоя ресторанов, доход отсутствует, и даже если собственник начнет распродавать свое имущество, денег все равно не хватит, чтобы покрыть все расходы на ФОТ, аренду и прочее.
В отличие от общемировой тенденции, на фоне эпидемии в России приняли решение фактически не компенсировать, предпринимателем потери, вызванные запретительными мерами.
Нам, как юристам приходилось искать компромиссные решения: договариваться с сотрудниками, арендодателями, поставщиками продукции и иными контрагентами.
Только в начале мая верховный суд дал разъяснения относительно отсрочек платежей, а ведь в начале пандемии было совсем ничего не понятно, арендодатели требовали денег, пытались удержать имущество и тд.
Предложенные верховным судом меры по аренде, сложно назвать достаточными, её снижение носит рекомендательный характер, а закреплённая отсрочка едва ли помогает т.к. чуть позже деньги все равно придётся платить. Сможет ли бизнес заработать средства на расчёты по текущим платежам и на погашение отсрочек большой вопрос.
Когда стало понятно, что ожидать реальной поддержки от государства нет никакого смыла. А запретительные меры продлены на неопределенный срок, арендодатели и контрагенты стали более сговорчивы по вопросам отсрочек и снижения платежей.
Пришло понимание, что, если требовать уплаты в полном объеме, не взирая на простой, предприятия обанкротятся и оплат не будет вовсе. Владельцы недвижимости начали осознавать, что арендаторы сейчас в большой цене.
ТМ: Какие меры, которые ввело правительство действительно действенны и что необходимо, чтобы ими смогли воспользоваться, а какие оказались не эффективны ?
Ирина Шахрай: Вышло ни одно постановление правительства о предоставлении субсидий. Единственное, что мы смогли получить — это субсидии в размере МРОТ 12 130 на заработную плату за апрель и май.
На протяжении всего времени представителям HORECA отказывали в субсидиях по возмещению ссылаясь на наличие алкогольной лицензии, т.к. по бюджетному кодексу и закону о развитии МСП организации с алкогольной лицензией не могут поддерживается из бюджета. 26.04.2020 были внесены соответствующие изменения в бюджетный кодекс, а 08.06.2020 в закон о развитии малого и среднего предпринимательства, которое сняли это ограничение. Но на этом проблемы не закончились. Например, в Москве срок подачи заявлений на получение многих субсидий для СМП истёк 11 июня. Получается, что, у предприятий с алкогольной лицензией было всего лишь три дня на реализацию своего права.
Еще принято постановление Правительства по предоставлению кредитов под 2%, который может превратиться в субсидию, если на протяжении базового и наблюдательного периода бизнес сохранит не менее 90% численности сотрудников.
Мы еще не подавали заявки, но полагаю, что не многие предприятия смогут ими воспользоваться. т.к. к моменту принятия постановления не всем компаниям удалось сохранить численность сотрудников, а для получения выплат необходимо, чтобы количество работников компании в апреле и в мае, составляло не менее 90% по отношению к марту 2020 года.
ТМ: В чем вы видите сложность запуска бизнеса после самоизоляции?
Ирина Шахрай: Нужно понимать, что у нас сейчас очень много людей остались без работы, а более чем у 70% доход существенно уменьшился, есть люди, которые действительно запуганы опасностью заразиться, поэтому сложность для отрасли состоит в том, что клиентов не будет в том количестве как раньше. 16 июня открылись веранды, почти все были полностью заполнены, но, на мой взгляд, лишь потому что все засиделись дома и соскучились по живому общению, посмотрим, что будет дальше, но я думаю, что будет спад, так как желание отдохнуть столкнётся с уменьшением реальных доходов населения и растущей безработицей. Анализ этой недели показал, что средней чек уменьшился вдвое, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В связи со снятием ограничений на работу ресторанов, Роспотребнадзор предоставил перечень рекомендаций по функционированию общепита при сохранении рисков распространения вируса. Совершенно понятно, что рекомендации носят обязательный характер, а штрафы за их несоблюдение начинаются от 200 тыс. до 1 миллиона рублей в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ.
Более того, согласно указанию Роспотребнадзора, использование кальянов запрещено на неопределённый срок. Как следствие лаундж зоны утратили свою привлекательность для клиентов, из-за чего многие рестораны будут отказываться от больших площадей.
ТМ: Начал ли бизнес помогать друг другу?
Ирина Шахрай: Бизнес растерян, инвесторы растеряны. Те бизнесмены, которые опосредованно вкладывали деньги, как правило, инвестировали свои излишки, сейчас такой возможности у многих нет. Партнёры не могут договориться между собой о погашении набежавших за время пандемии обязательств и как следствие уходят в банкротство.
За такими действиями будут пристально следить налоговые органы. Тем более что, не так давно был показательный процесс сети ресторанов Корчма “Тарас Бульба”, где налоговая инспекция получила положительную практику по взысканию недоимки с новых компаний с привлечением к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.
ТМ: А кто попал сейчас под налоговые предпроверки? И как к ним подготовиться?
Ирина Шахрай: Налоги являются доходной частью бюджетов всех уровней, поэтому политика государства направлена на контроль за полнотой уплаты налогов и сборов. Такой контроль осуществляется в частности путём проведения налоговых проверок.
Сейчас выездные налоговые проверки и проверки валютного законодательства приостановлены до 30 июня. Как только снимут ограничения, налоговые органы вернутся к прежнему режиму работы и бизнес ждёт массовые проверки.
Учитывая, что схемы уклонения от уплаты налогов достаточно единообразны, у налоговой есть чёткий алгоритм выявления компаний для проведения проверочных мероприятий. К таким налогоплательщикам относятся компании использующие схемы по минимизации уплаты НДС и налога на прибыль, путём использования фирм однодневок, либо путём дробления бизнеса.
ТМ: Что же делать бизнесу?
Ирина Шахрай: Для каждого бизнеса существует свой путь, поэтому будем ждать реопенинга и предпринимать действия исходя из той действительности, в которую мы попадем, но одно я знаю точно — все будет хорошо, главное не сдаваться и мыслить позитивно. Кризис, не только потери, но и время новых возможностей.