11 апреля 2014 года состоялась премьера оперы Дж. Верди «Аида» в постановке Петера Штайна. Этого выдающегося немецкого режиссера хорошо знают в России. На Чеховском фестивале были показаны его спектакли «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня». На отечественной сцене им поставлены «Орестея» Эсхила и «Гамлет» Шекспира. Оперные постановки Петера Штайна шли на фестивале в Зальцбурге, в Венской государственной опере, Нидерландской опере, миланском театре «Ла Скала» и «Лисеу» в Барселоне, оперных театрах Цюриха, Лиона и других городов.
Написано об этой опере немало, но высокопарные слова знающих людей, а иногда и не совсем знающих, могут отбить любое желание для похода на оперу «Аида». Именно поэтому, мы взяли интервью у девушки, которая принимала непосредственное участие в этом захватывающем процессе. Несмотря на то, что, конечно, она пока не актриса главных ролей и не ведущая танцовщица театра сейчас, все же из таких молодых профессионалов и вырастает будущие театра и хореографии.
-Расскажи о себе, где учишься, почему ты решила связать свою жизнь с хореографией?
— Меня зовут Петроченкова Анна. Я учусь в Московском Государственном университете культуры и искусств на хореографическом факультете, кафедры народного танца. Я с раннего детства начала заниматься хореографией, поэтому ни на минуту не пожалела, что выбрала именно ВУЗ. Каждый день я узнаю что-то новое для себя и развиваюсь, как духовно, так и творчески, ведь с нами работают лучшие педагоги и мастера своего дела, которые посвятили хореографии всю свою жизнь.
—Каким образом ты попала в танцевальную труппу и принимала участие в опере «Аида» Петера Штайна?
-В ноябре месяце я узнала, что в апреле в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко запланирована грандиозная постановка немецкого режиссера Петера Штайна. И так совпало, что ребята со старших курсов, ранее работающие уже в театре, предложили пройти пробы, которые проводила Лиа Тсолаки — хореограф из Греции. Лиа давала нам несколько заданий: что-то изобразить, станцевать, пройтись и т.д. и все это снимала на камеру. Было очень интересно, ведь хореографическая школа, по которой училась Лиа Тсолаки, значительно отличается от той, к которой привыкли в России.
Недели через три мне позвонили и попросили приехать в театр на снятие мерок для костюмов. Уже позже я узнала, что художник по костюмам является Нана Чекки, великолепный женщина, которая работала со многими выдающимися актерами, певцами и танцовщиками.
— А что же все-таки происходит за кулисами музыкального театра Саниславского?
-До того, как я оказалась в театре, я очень переживала за то, как всё будет именно за кулисами: какие там люди, какая обстановка, какие правила. Но, как оказалось, мои переживания были абсолютно напрасны. Атмосфера, которая стоит за кулисами театра непередаваемая! Люди здесь безумно общительные, вежливые и каждый интересен по-своему. Найти общий язык можно было со всеми: от солистов и организаторов до гримёров и костюмеров. И что, наверное, самое важное это то, что нет зазнавшихся людей, к которым было бы страшно обратиться за помощью или с вопросом.
Вообще, здание театра очень большое. Количество переходов и коридоров очень просто огромное. И вначале мы с девочками безумно путались, как пройти в нужный зал. Но, что самое интересное, по нашим взглядам любой человек, проходящий мимо, не зависимо от того, какую должность он занимает в театре, бросал свои дела и помогал нам пройти, буквально доводя до двери. Создавалось впечатление, что весь театр – это одна большая дружная семья, где все друг другу помогают и поддерживают. Да что тут говорить, после каждой премьеры, как только опускался занавес, на лице каждого человека, который находился за кулисами, рисовалась такая улыбка, такое удовлетворение от проделанной работы, что все начали друг друга обнимать и поздравлять с премьерой. Но так же были моменты, которые заставили нас испытать мурашки по телу. Например, за несколько минут до начала второго акта несколько наших девочек-танцовщиц застряли в лифте. Мы уже было начали думать, как нам выходить из этой ситуации, но буквально за 30 секунд до нашей сцены они прибежали.
—Что для тебя значит, тот факт, что ты принимаешь участия в таком громком театральном событии?
—Я была безумно счастлива: попасть в театр, а тем более поучаствовать в «Аиде» — ведь это большой опыт. Если честно, до постановки я была не особым любителем опер, но постановка Штайна изменила моё мировоззрение в этом плане. Я ни когда не думала, что есть такое огромное количество людей, которым нравится такое направление в музыке. И я была в большом шоке, когда узнала, что за много месяцев до премьер все, абсолютно все билеты были распроданы. Когда мои близким удалось побывать на генеральной репетиции оперы, все были под большим впечатлением от мощности исполнения музыки Верди, а так же от того, как интересно развиваются судьбы главных героев, а самое важное, что смотрится опера на одном дыхании.
—Были ли какие-то трудности в работе? Коллективе?
—Особых трудностей,в работе не возникало. Многие у меня спрашивали: «А как же языковой барьер?», ведь некоторые за кулисами говорили чисто на английском языке, кто-то на французском, кто-то на немецком, а кто-то на итальянском. Но нет, в этом не было проблем. Всё было понятно по движениям, по взглядам, по интонации. Единственное, мне впервые пришлось танцевать босиком, а это совсем другие ощущения. Ты чувствуешь сцену совсем по-другому, и к этому нужно было привыкнуть.
—Каковы твои впечатления от оперы? Что было самым ярким и запоминающимся?
-Впечатлений от оперы осталось масса! Мне бы хотелось всё забыть и пережить эти ощущения волнения и радости снова и снова. Когда вначале нашей картины мы — жрицы сидели на сцене, а хор стоял по бокам сцены и исполнял свою партию, у нас были мурашки. Настолько их голоса мощные, что ты просто замираешь на несколько секунд от такого прекрасного звучания. Но также большое впечатление оставляет последняя сцена, когда Амнерис перерезает себе вену и умирает. Настолько это выглядит правдоподобно, что становится не по себе от того, что видишь.
—Почему, по-твоему, люди должны не задумываясь бежать к театральным кассам за билетами?
—Я считаю, что эту оперу, в постановке Петера Штайна, ждёт большой успех не только в России, но и за рубежом. Любители музыкального искусства просто обязаны посмотреть на этот шедевр, ведь музыка Верди буквально заставляет влюбиться каждого в своё звучание. А актёрская игра каждого исполнителя передаёт образ своего героя на все сто процентов и зрителю кажется, что герой будто разговаривает с ним и рассказывает свою историю. И если кто-то думает, что опера – это скучно и не так интересно, как комедия или драма, то очень глубоко ошибается. И мне кажется, что такого рода мнение может измениться именно после просмотра «Аиды». И у зрителей, к счастью, будет такая ещё возможность в июле этого года.