ИнтервьюКультураЛюдиТеатр

Алёна Яковлева: «Спектакль «Горгоны» — творческий симбиоз, а не просто сценическая версия пьесы»

27 и 30 мая на Малой сцене Театры Сатиры состоялась премьера спектакля «Горгоны». Российская инсценировка известной пьесы  американского драматурга Дона Нигро обещает стать настоящим театральным шлягером. «Горгоны» — история двух знаменитых актрис, чья судьба и профессия тесно переплетены в затейливый клубок интриг, коллизий и противоречий.

Согласно сюжету пьесы, в финале карьеры двум Голливудским дивам предстоит вместе сниматься в одном кассовом фильме. Зрители спектакля «Горгоны» наблюдают захватывающую драматическую дуэль, развязка которой непредсказуема!

«Горгоны» уже назвали бенефисом двух блистательных актрис  — Алёны Яковлевой и Марины Ильиной, которых связывает не только многолетнее творческое сотрудничество, но и двадцать лет дружбы.

Мы встретились с Народной артисткой России, популярной актрисой театра и кино Алёной Яковлевой и, в деталях, поговорили  о новом спектакле. Также в рамках диалога были затронуты разные этапы театральной карьеры актрисы, её творческого становления, воспоминания о работе с легендами отечественной и мировой культуры.

Несколько дней назад прошла премьера спектакля «Горгоны», который смело можно назвать бенефисом!  Расскажите, как зародилась идея постановки.

Чуть больше года назад появилась идея воплотить спектакль по пьесе американского драматурга Дона Нигро, её захотела реализовать режиссёр Наталья Фекленко.  На первый взгляд, пьеса была достаточно простая, но она оказалось очень сложной. Мы столкнулись с множеством трудностей, среди которых большой объём текста, специфический американский юмор. «Горгоны» — история двух голливудский див, известных артисток, их профессиональных и личный взаимоотношений — с детьми, с мужчинами,  друг с другом. Мы старались уйти от двухчасового прямого конфликта: с одной стороны углубили историю, а с другой — сделали её разноплановой и многообразной. Внутри спектакля — целая жизнь, очень много интересного.

Спектакль идёт на Малой сцене – «Чердак Сатиры». Как удаётся совместить камерность площадки и размах действия?

Работа над спектаклем была детальна и кропотлива, велась больше года. Трудность заключалась в том, чтобы минимальными средствами на небольшой сцене выразить масштаб. Половина спектакля — съёмки фильма ужасов Хичкока. В постановке есть танцы, песни, присутствует даже церемония вручения Оскара! Совместить камерную атмосферу и размах Оскара – невероятно сложно. «Горгоны» — непростая и недешёвая история, совместная творческая работа многих людей. Огромное спасибо руководству театра, лично Александру Анатольевичу Ширвиндту, директору Мамеду Гусейновичу Агаеву, что дали нам реализовать эту идею.

Расскажите подробнее о сценографии и художественном решении спектакля

Костюмы решают 90% сценического решения. Одна из главных удач спектакля – то, что с нами работает художник по костюмам, лауреат «Золотой маски», именитая и талантливая, как мы её называем оскароносная Виктория (Вита) Севрюкова. В постановке много интересных находок – чёрно-белое кино,  пластический финал. В команде «Горгон» прекрасный балетмейстер Ирина Филиппова, чутко понимающий актёрскую природу и индивидуальность. Моя героиня во многих сценах передвигается на коляске, что наложило свой отпечаток на хореографический рисунок спектакля.

«Горгоны» — женская история. Две актрисы, женщина-режиссёр, балетмейстер, художник. Как складываются отношения внутри коллектива?

Говорят, что женской дружбы не бывает, но жизнь показывает обратное! Мы с моей партнёршей по спектаклю Мариной Ильиной дружим более 20 лет — обе начинали у Валентина Николаевича Плучека, переиграли множество ролей. В творческом багаже нашего тандема огромное количество совместных работ, среди которых спектакль «Андрюша», разнообразные капустники, юбилеи Александра Ширвиндта, Михаил Державина, Веры Васильевой, Ольги Аросевой, Мамеда  Агаева и многих других выдающихся личностей.

Как сказал один известный человек: «Я вас приглашу на свои похороны, чтобы вы сделали парный конферанс». У нас с Машей  рядом дачи, я – крёстная мама  её старшей дочери. А ещё у нас  одинаковые породы собак, причём Маша эту собаку подарила моей дочке на 20-летие. К слову, наши четвероногие друзья тоже косвенно задействованы в «Горгонах»! На афише, которая, как мне кажется, забавно и точно, с характером и настроением, отражает концепцию спектакля, мы сфотографированы с нашими собачками! Было много идей и версий афиш спектакля. Одна — более сдержанная, вторая – игривая и озорная, остановились на ней.

Как работать с друзьями? Ведь конфликты неизбежны?

Конфликты, безусловно, бывают, но исключительно творческие. Это не истории злости и зависти, негативного и агрессивного содержания — мы никогда не держим камень за пазухой друг против друга. У нас прекрасное взаимопонимание и абсолютно разный подход! Я — представитель Щукинской школы, а Маша – МХТ. У меня ориентир идёт, преимущественно, от формы, а у неё — от содержания. Наше сочетание даёт точный результат. А то, что мы спорим и можем не соглашаться, неизбежно. В споре рождается истина.

Спектакль относится к какому-то определённому стилю или это синтез разных жанров?

 «Горгоны» —  абсолютно актёрская, придуманная, разработанная  история, спектакль-фарс, в  котором затрагивается разный спектр человеческих отношений в самой широкой амплитуде. Театр Сатиры  этим славится, это абсолютно  наш жанр. И комедии, как правило, пользуются большим успехом, чем драмы. Пьеса Дона Нигро — исключительно женская история, а мы внедрили в спектакль мужчину, который органично разбавляет женский дуэт. Молодой артист Антон Буглак в спектакле исполняет сразу четыре роли, воплощая собирательный голливудский образ — Мистер Халивуд.  «Горгоны» — далеко не просто история про двух престарелых дам, она глубже. С юмором, самоиронией и гротеском мы иронизируем над Голливудом, помпезностью и пафосом, одержимостью «Оскаром», жаждой славы и успеха.

«Горгоны» — творческий симбиоз, а не просто сценическая версия пьесы. Очень много дополнено и придумано нами с партнёршей Мариной Ильиной. Мы дописывали и перестраивали диалоги, старались уйти от стереотипов, чтобы это было современно и креативно.

Ещё во время учёбы Вас взяли в Труппу Театра Сатиры, где Вы служите по сей день. В наше время такая верность театру, в принципе, и тем более конкретному театру, у которых, как и у людей, бывают кризисы, огромная редкость. Никогда не возникало желание уйти?

У меня масса антреприз, съёмок в кино, фестивалей и других проектов, но я даже не допускаю мысли, что уйду из «Сатиры».

Фразу «Театр – мой дом» я всегда интерпретирую как большую и важную часть жизни.  Когда ты пережил разнообразные события в этом театре, сыграл множество ролей, вложив в каждую частичку души, очень сложно даже представить, что может быть иначе.

Разумеется, с годами меняемся не только мы, но и театр — жизнь не стоит на месте. «Сатира» тоже сильно трансформировалась, но здесь всегда во всём царит творческая атмосфера! У нас прекрасные постановочные цеха. И лучшее, что есть в нашем театре, это артисты, всегда ими восхищаюсь и держу за них кулачки.

Одна из Ваших первых театральных ролей – спектакль «Тени»  Андрея Миронова. Каким Вы его вспоминаете?

Андрей Александрович был потрясающей творческой личностью, невероятным артистом и человеком, но он не очень понимал как мне, молодой, неопытной артистке, объяснить абсолютно очевидные для него вещи. В театральном институте я всегда играла характерные роли — рисовала родинки, клеила носы, подкладывала поролон, соответственно, делая первые шаги в театре, тоже пыталась за что-то зацепиться. Я даже предложила: «Андрей Александрович, героиня же из деревни приехала, может, упала где-то по дороге? Давайте она будет хромать?!» На что он мне ответил: «Вы ещё нос наклейте…» По сюжету спектакль по Салтыкову-Щедрину, я играю молодую девушку, в которую все влюблены.  На тот момент мой актёрский аппарат был недостаточно раскручен — в силу отсутствия опыта, мне было сложно заплакать, засмеяться, поэтому  работа над спектаклем была непростая, но я до сих пор вспоминаю о нёй с огромным трепетом и теплотой, как будто это было вчера! Постановка была замечательная – прекрасные декорации, блистательный актёрский ансамбль, главную роль играл сам Андрей Александрович, мою маму – Вера Васильева. К сожалению, спектакль мы сыграли всего 12 раз, в силу непреодолимых обстоятельств (смерти Андрея Александровича), но счастье, что это вообще было! «Тени» для меня – подарок судьбы, колоссальный опыт и невероятное счастье!

За столько лет Вы сыграли десятки ролей, расскажите о самых-самых дорогих для сердца.

Одна из моих любимый ролей — молодая героиня Кори в лирическом спектакле «Босиком по парку». Это была первая большая роль, живая, непосредственная! После премьеры один авторитетный мэтр сказал: «Сегодня родилась в Москве артистка», — для меня это было очень важно! У нас был замечательный состав: мою маму играла Ольга Александрова Аросева, в постановке участвовали Евгений Графкин, Юрий Васильев. Мы играли «Босиком по парку» 15 лет. Это был спектакль-праздник, на который люди ходили по 8-10 раз.  Как сказала одна актриса из театра «Современник», которая пришла на один из показов: «На этом спектакле хочется выпить шампанского!»

Также я очень любила роль Колючки в спектакле Спартака Васильевича Мишулина «Бочка мёда». Там я воплотила весь свой опыт характерных ролей. Мы играли этот детский спектакль много лет. Были годы, когда я играла в одном составе по два спектакля  в день.

Всегда с удовольствием играла в спектакле «Идеальный муж», сначала — Мисс Мэйбл, а потом — Миссис Чивли, главную интриганку. С течением лет из юных молодых девиц стала воплощать взрослых женщин.

Больше 20 лет играла роль Катерины Ивановны в одноимённом спектакле Театра «Модерн», поставленном Светланой Враговой. Этот был знаковый для меня спектакль, работа со Светланой Александровой дала очень много актёрского опыта.

Страшно ли было связывать свою жизнь с творческой профессий? Насколько давлел авторитет отца, Юрия Яковлева, признанного гения, любимца миллионов?

Мне не было страшно, потому что я никогда не ставила перед собой задачу что-то кому-то доказать. Это глупо. Соревноваться с таким гением, как папа, смешно. Детям и  родственникам известных людей  сложнее с той точки зрения, что их, априори,  воспринимают с подтекстом.

Когда я поступила в институт, сначала все обсуждали, что я дочь легендарного актёра. Но моя любовь к профессии, одержимость и трудолюбие убедили всех, что я в институте неслучайно, и ни о какой протекции даже речи быть не может. На первом курсе педагог сказал мне: «Все делают пять этюдов, а ты должна делать 25, чтоб никто не сказал, что ты по блату в искусстве». То же самое я говорю дочке Маше (актриса Мария Козакова): «Ты не имеешь право ни на что, так как обязательно, если что-то произойдет, скажут: «Понятно… кто родственники…» Я никогда не опровергала никаких мифов. Критерий один: имеет право человек заниматься профессией или нет. Научить можно многому, есть более талантливые и менее одарённые люди. Но если у тебя есть какие-то способности и ты очень хочешь, то будешь работать и добиваться своих целей. А если пытаться с кем-то бороться, кому-то что-то доказывать, то попросту потратишь силы и жизнь на то, на что реагировать не стоит. Сцена — живая история: первые пять минут многие тебя ассоциирует с кем-то из родных, а потом люди смотрят спектакль на протяжении 2,5- 3 часов. И, если им понравится, они забудут все свои ассоциации, останутся эмоции и впечатления!

В каких-то случаях миф, в каких-то — реальность, но говорят, что в среднем из одного актёрского курса в профессии  остаются человек 5 -6, остальные выбирают другие области. У вас как? Поддерживаете отношения с сокурсниками?

Мои однокурсники: Максим Суханова, Саша Самойленко, Даша Михайлова, Таня Яковенко, Коля Стоцкий, Саша Кузнецов. Из девчонок в профессии с нашего курса трое – я, Даша и Таня. Все другие были лирические и драматические героини, красавицы, но так жизнь сложилась, так судьба распорядилась.

Говорят, что артист всегда волнуется перед выходом на сцену. Как бороться с волнением?

Я от природы всегда была очень стеснительной и до сих пор, выходя на сцену, не всегда могу справиться с волнением, каждый раз сдавая экзамен перед самой собой!

Но через пять минут ты просто живёшь в предлагаемых обстоятельствах и делаешь то, что должен! Говорят: «Больной играет лучше!», — в этом есть доля истины, так как, когда болеешь, ничего лишнего не добавляешь, сил отвлекаться на какой-то анализ нет, задача одна – выполнить свою работу. Я помню, как в Риге на одном совместном спектакле Людмила Гурченко вышла на сцену с температурой почти 40 градусов. Людмила Марковна всегда играла потрясающе, но то, что она сделала тогда, было абсолютно феноменальным!

Театр Сатиры – целая плеяда легенд эпохи, с которым Вы работали и  работаете: Миронов и Папанов, Плучек и Ширвиндт, Державин, Аросева, Васильева… Воспоминания о легендарном отце – Юрии Васильевиче Яковлеве, Ваш личный творческий путь, полный лабиринтов, коллизий, событий и испытаний… Огромный фундамент для книги! Есть мысли написать книгу? И, может быть, начать преподавать, делясь опытом с молодым поколением?

Педагогика – отдельная профессия, ей надо всецело отдаваться. Я человек гиперответственный, что касается профессии – особенно, и чётко понимаю, что по ряду причин, во главе которых отсутствие времени и плотный график, пока не могу взять на себя этот груз. Хотя я очень люблю молодёжь, мне совершенно чуждо понятие конкуренции поколений.

Книгу я напишу обязательно. Но я не хочу писать нелепые мемуары или советы «Как завоевать олигарха». Мне это неинтересно. В памяти очень много забавных историй, случаев из жизни, воспоминаний, есть чем поделиться.

Сами читать успеваете?

Я очень люблю мемуары. Много лет играла Катерину Ивановну Андрееву, люблю Серебряный век. К современной литературе отношусь противоречиво. Из последнего – недавно прочитала книгу Михалкова.

Назовите свой сегодняшний репертуар в Сатире?
В спектакле «Слишком женатый таксист» я играю 15 лет, «Хомо эректус» — 13 лет, «Таланты и Поклонники» -12, «Никогда не поздно»- около двух лет. И вот, 27 мая, состоялась премьера  спектакля «Горгоны!»

Вся творческая судьба Алёны Яковлевой —  абсолютный нокаут тем скептикам, кто говорит, что  дети знаменитых родителей в искусстве по блату. Все те звание и регалии, которых  добилась Алёна Юрьевна, исключительно заслуга её таланта и трудолюбия, а не чьих-то протекций. Эта удивительная женщина прошла тернистый путь, преодолела множество испытаний и преград, по кирпичикам выстраивая свою судьбу и карьеру.

Алёна Яковлева филигранно владеет всей палитрой актёрской природы и, словно виртуозный художник, создаёт в каждом образе уникальное произведение искусства!

2 июня Алена Яковлева отмечает День Рождения.

В этот день, разумеется, будет много подарков и добрых слов, искренних комплиментов и неожиданных сюрпризов, адресованных имениннице! Но, безусловно, лучший подарок она подарила себе сама – многогранный образ в яркой, оригинальной постановке!

Желаем артистке и в дальнейшем удачи и интересных ролей, в которых она сможет выразить весь спектр своего мастерства!

А поближе познакомиться с «Горгонами» можно 15 и 28 июня!

 

Корреспондент: Юлия Бурулёва

Фото из личного архива Алёны Яковлевой

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button