ИнтервьюКультура

Интервью c премьером Большого театра Артемием Беляковым

Артемий Беляков является премьером Большого театра с 2019 года, в его репертуаре всем известные партии, такие как принц Дезире («Спящая красавица»), принц Зигфрид («Лебединое озеро»), Ромео («Ромео и Джульетта»). Сегодня мы пообщаемся с талантливым человеком о балете, культуре и жизни.


Артемий Беляков. Из личного архива
Артемий Беляков. Из личного архива

Т.М.: Как жизнь свела вас балетом?

В детстве родители, помимо прочих кружков, записали меня в хореографическую студию в моем родном городе Твери. Из студии я перешел в образцовый ансамбль «Летите голуби». И уже когда я танцевал в ансамбле, родителям посоветовали отдать меня в профессиональное балетное училище. Это все  произошло очень рано, в МГАХ я поступил когда мне было 10 лет.

Т.М.: Если не балет, то что?

Я сейчас на своем месте, поэтому не задумывался над этим вопросом. Так или иначе, я всегда параллельно развивался в разных направлениях. Работа в театре отнимает много сил, поэтому всегда приходилось выбирать между развлечениями и образованием, получением дополнительных профессиональных навыков. Развлечения остались на периферии и я совершенно не жалею об этом. Артисты балета рано уходят на пенсию, вот тогда и будет возможность реализовать фантазии на тему «если не балет» =)

Т.М.: Не многие знают, что премьер — это не только высший профессиональный статус солиста балета, а это определенный жизненный ориентир.

Ответственность перед театром, обществом за принятые решения, действия, поступки.

Т.М.: Чувствуете ли на себе эту ответственность?

Ответственность за поступки, в первую очередь, должна быть перед самим собой, а это зависит от воспитания. Мне повезло: я рос в крепкой  православной семье, родители ставили передо мной высокие ориентиры, я получил хорошее воспитание. Это остается на подкорке сознания.

Конечно, хочется верить в идеалы: премьер должен быть моральным ориентиром, высокопоставленные чиновники должны быть моральным ориентиром. У многих ли получается? Кстати, здесь мне тоже повезло, за время работы в театре и учебы в РАНХИГС жизнь меня свела с людьми, чувствующими эту ответственность на своих постах, и глядя на них действительно поверишь в существование высоких идеалов.

Т.М.: У Вас есть фонд «Культурные люди», расскажите немного о нем.  Какие фонд ставит перед собой задачи на ближайшее время?

В 2018 году мы с коллегами учредили некоммерческую организацию «Культурные люди». Это стало своеобразным манифестом, нашим способом донести до людей лучшие образцы искусства, максимально использовать свои возможности для пропаганды культурных ценностей. Уже с первых мероприятий мы почувствовали вовлеченность и интерес участников, а проекты для детей вызвали широкий отклик, это колоссальный мотиватор.

Т.М.: С какими сложностями вы сталкиваетесь?

Сложности с самого начала банальные: несмотря на то, что согласно законодательству мы не занимаемся предпринимательской деятельностью, не «рубим бабло» (доходы организации используются только на уставные цели, учредители не имеют права присваивать себе прибыль), складывается ощущение, что в организацию нужно только вливать собственные средства, а льгот относительно бизнеса получается не так много. Мне кажется, в обществе укоренилось мнение, что все фонды – жульнические. И всех всегда подозревают в реализации мошеннических схем. Хорошо, что в нашем случае организация абсолютно прозрачна и репутация учредителей не вызывает сомнений.

Артемий Беляков. Из личного архива

Вот сейчас подводим итоги проекта «Арт-поезд: историческая память поколений», посвященного памяти Победы в Великой Отечественной войне. Мы долго его готовили и в результате нам удалось получить поддержку Фонда Президентских грантов. Руководитель проекта Дмитрий Умников сделал невозможное, смог организовать работу команды в такой сложный период пандемии, так что все мероприятия были реализованы. И в этом проекте очень многое было сделано именно благодаря альтруистическим усилиям нашей команды и помощи друзей организации, реальная стоимость проекта гораздо выше суммы полученного гранта.

Кстати, на нашем  канале Youtube можно посмотреть 17 эксклюзивных интервью с известными деятелями культуры по тематике проекта. Здесь, к слову, кроется еще одна проблема: хоть наши проекты не являются коммерческими и мы не получаем денег за счет охвата, упоминают наши каналы неохотно, требуют денег за рекламу и вырезают из интервью.

Поэтому отдельная благодарность порталу «Типичная Москва» за поддержку нашей гражданской инициативы!

Т.М.: Когда нам ожидать премьеру Вашего одноактного балета «Времена года»?

Пандемия нарушила все планы! Мы проводили генеральную репетицию спектакля «Времена года» на сцене Большого театра в марте 2020 уже зная, что спектакли отменяются. Но тогда еще все надеялись, что через пару недель все образуется.

Сейчас премьера перенесена на май 2021 года. Надеюсь, в этот раз все состоится. 

Т.М.: Какие проекты Вы планируете в новом году?

«Культурные люди» продолжат развивать межрегиональную программу «Культурные сезоны», частью которой и был наш грантовый проект. Как хореограф, я готовлюсь к постановке новых спектаклей в очень интересных форматах. Скоро появятся подробности, обязательно поделюсь =)

А еще, в Большом театре планируется постановка балета «Чайка» в хореографии Юрия Посохова. Думаю, это будет очень здорово, хотел бы станцевать в спектакле.

Т.М.: Если бы Вы стали министром культуры, какая была бы первая Ваша инициатива( поправка)?

На самом деле, сейчас законодательство в культуре представляет собой очень широкий инструментарий, хотя и несколько запутанный. Надеюсь, что в скором времени примут федеральный закон «О культуре», в разработке которого принимали участие в том числе мои учителя в РАНХИГС. Появится закон, выходящий за рамки регламентирования сложного понятия культуры, ведь дело здесь не в метриках и показателях.

Мне очень нравится программа Министерства культуры «Большие гастроли». Только вот привезти большие спектакли столичных театров в города без необходимой инфраструктуры невозможно. А я танцевал во многих региональных театрах, где-то очень приличные площадки с современным оборудованием и ремонтом, а где-то ситуация совсем печальная. Но сейчас  действительно много хороших подвижек в этом направлении и, надеюсь, и дальше развитие региональной культурной среды будет поддерживаться государством.

Т.М.: Вы утверждаете, что самое главное в балете – это хорошая музыка! А какую музыку Вы любите слушать сами?

Я меломан, хотя воспитан на классической музыке. Мои вкусы менялись от блюза до инди-рока и трип-хопа. Критерий очень простой: за музыку не должно быть стыдно! Знаете, бывает кто-то другой неловко пошутит, а ты за него краснеешь. Вот так и с музыкой..

Т.М.: Можно ли передать балет и танец через онлайн-трансляции? Как относитесь к подобным трансляциям в культуре?

Прекрасно отношусь! Но стоит несколько адаптировать формат, чтобы в кино ходили не только театралы, но и случайные зрители, за классной картинкой. Вот театр «Глобус» в драматических постановках это делает очень здорово.

Т.М.: Зачем Балет нужен миру? (вопрос для размышления).

Как и любое искусство, балет родился из жажды творить. Человек использует все возможности тела, чтобы создавать красоту. Балет как жанр начал формироваться в Xvi веке, но танцует человек с доисторических времен, это глубокая внутренняя потребность. Как искусство, балет прошел еще достаточно короткий период развития, но я думаю, что именно формализация танца, подчинение его канонам, необходимость воспитания тела, — позволяют этому  искусству стать целомудренным и благородным способом воспевания красоты тела. Конечно, драматическая составляющая очень важна и спектакли, наполненные ярким сюжетом, легче понять в первое время. Но самая главная эмоция, показывающая успех спектакля, это когда зритель слегка откидывает голову, вздыхает и говорит: «как же красиво!»

Артемий Беляков. Из личного архива

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button