Рассказываем, как прошёл фестиваль «Кинотавр» в Сочи.
Отсутствие неожиданностей, сюрпризов и актуальности — пожалуй, эти три составляющих как нельзя лучше характеризуют конкурсные фильмы «Кинотавра»-2016. Лишь в «Ученике» Кирилла Серебреникова и «Чужой работе» Дениса Шибаева присутствует острота социальных проблем. В основу первого легла знаменитая пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик», вторая повествует о жизни реального гастарбайтера Фарруха, живущего на окраине Москвы. Картины несут мощный посыл для размышлений и переосмысливания ценностей. Остальные же фестивальные фильмы не привязаны ни к определённым темам, ни к конкретному временному периоду, что проявляется в антураже картин, а нехватка актуальности остро чувствуется после просмотра конкурсных работ. И это в год российского кино.
К сожалению, акцент с личностных и социальных проблем был перемещён в сторону интимной тематики. Ею особенно «порадовали» «Зоология» Ивана Твердовского и «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Не уверен, что зрителям, ходящим в кино не расслабить мозг, а действительно поразмышлять, стоит уделять большое внимание большинству конкурсных работ. Однако, забегая вперёд, скажем, что картина «Хороший мальчик» взяла гран-при фестиваля, потому расскажем о ней поподробнее.
Итак, фильм повествует о шести днях из жизни самоуверенного и умного девятиклассника по имени Коля Смирнов. Жизнь подростка пестрит событиями: во-первых, он влюбляется в учительницу; во-вторых, сам становится симпатичен дочери директора Ксюше; в-третьих, неизвестный поджигает компьютерный класс его школы. Собственно, Ксюшины чувства взыграли после того, как она подумала, что именно главный герой устроил поджог (да, мотивация героини, прямо скажем, сомнительна). Ко всему прочему, переход семьи на систему 12/36 не даёт подростку выспаться. До субботнего праздника школы Коля должен разобраться со своей личной жизнью и расследовать поджог (также непонятно, почему именно он). И тут подросток получает от директора неожиданное предложение… Пожалуй, обойдёмся без спойлеров и ограничимся тем, что и так можно узнать из описания фильма.
От кино участников фестиваля смогла отвлечь российская синти-поп группа Tesla Boy (кстати, мы о ней писали). Севидов и Ко смогли расшевелить уставших за 6 конкурсных дней звёзд, и лучше всего им это удалось в отношении Ирины Горбачёвой. Вполне возможно, выступление Tesla Boy получилось более ярким, нежели вся конкурсная программа фестиваля, что должно натолкнуть на размышления режиссёров и продюсеров.
В основной программе призовые места распределились более-менее ровно. Константин Хабенский ожидаемо получил свой приз за лучшую мужскую роль. Полный список призеров здесь:
• ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»: «ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК», реж. Оксана Карас
• ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ»: «УЧЕНИК», реж. Кирилл Серебренников
• ПРИЗ «ЗА ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ»: «ЧУЖАЯ РАБОТА», реж. Денис Шабаев
• ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ ЖЕНСКУЮ РОЛЬ»: НАТАЛЬЯ ПАВЛЕНКОВА («Зоология», реж. Иван И. Твердовский)
• ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ МУЖСКУЮ РОЛЬ»: КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ («Коллектор», реж. Алексей Красовский)
• ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ ОПЕРАТОРСКУЮ РАБОТУ»: ДЕНИС ФИРСТОВ («Коллектор», реж. Алексей Красовский)
• ПРИЗ ИМ. Г. ГОРИНА «ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ»: КОНСТАНТИН ЧЕЛИДЗЕ («Огни большой деревни», реж. Илья Учитель)
• СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ИМ. М. ТАРИВЕРДИЕВА «ЗА МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА»: ДЖОРДЖИО ДЖАМПА, ИГОРЬ ВДОВИН («Разбуди меня», реж. Гийом Проценко) («За точность и правильность интонаций»)
• СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ЖЮРИ: «ОГНИ БОЛЬШОЙ ДЕРЕВНИ», реж. Илья Учитель («За лучшее кино о кино»)
• ПРИЗ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ: «ЗООЛОГИЯ», реж. Иван И. Твердовский
• ДИПЛОМ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ: «ЧУЖАЯ РАБОТА», реж. Денис Шабаев («За создание документального киноромана «Отверженные»).
Источник фото: http://www.kinokadr.ru/gallery/2016/06/08/kinotavr2016/