КультураОтчеты и репортажи

Борис Машковцев: «Найдите идею, с которой готовы жить годами»

С 22 по 23 июля в Цифровом деловом пространстве состоялся открытый форум CG — индустрии «Anima Moscow». Организатором выступил университет Синергия при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. За два дня работы форума обсудили, как создавать анимационный контент, где этому можно научиться и главное ㅡ как монетизировать навык. Участники получили возможность пообщаться с представителями ведущих анимационных студий, специалистов в области HR и образования. На открытии с приветственным словом к участникам выступил Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм», член правления Ассоциации анимационного кино. В репортаже некоторые тезисы его выступления.

Анимация сегодня

Сегодня у нас есть все компоненты для развития российской анимации: дух творчества, студии и площадки, на которых творчество превращается в фильмы. Система образования, благодаря которой есть, кому творить и делать это профессионально. И система господдержки, без которой искусство развивать сложнее. В рамках форума мы посмотрим, как эти компоненты работают вместе.

Стереотип, что анимация ㅡ это что-то детское, растворяется. Мы растем, и мультфильмы растут вместе с нами, становясь серьезными картинами для подростков и взрослых. Да, накоплен богатый культурный код, и мы до сих пор общаемся цитатами любимых героев. Но анимация давно вышла за рамки только развлекательного контента, и сегодня с ее помощью можно объяснять вполне себе серьезные процессы, например, через инфографику или научную визуализацию. 

Язык, на котором мы говорим со зрителями, трансформируется тоже. Мы стали чаще общаться картинкой, и это во многом удобнее длинных текстовых форматов.

Кто такой аниматор

Если «анима» ㅡ это душа, то аниматор ㅡ мастер одушевления. Он заставляет каждого поверить, что у неживого на экране есть душа, чувства и свои модели поведения.

Аниматор ㅡ он еще и рисующий актер. Почему актер? Потому что важно понимать механику движений, эмоций и проявлений. Сочетать навыки актера и прокачивать навыки художника ㅡ комбо, к которому важно стремиться. 

Аниматор ㅡ фантазер, а фантазия не рождается из ниоткуда. Чтобы быть продуктивным, аниматору надо стоит постоянно жить в наблюдении. За собой и за окружающим миром. Референсы, камера, зеркало, кино, книги. Насмотренность — пища для деятельности аниматора.

Как устроена профессия

Технология изменилась. От бумажного производства перешли к компьютерной графике. 15 лет назад, когда переход только случился, жил стереотип, что теперь кино станет бездушным, потому что придумывать его будет компьютер. 

Это не так. 

Компьютер заменил бумагу и краску, но не заменил человека. Операции алгоритмического характера: покрасить персонажа, проработать контур делегировали машине. Творчество остается за людьми. Компьютеризация позволяет снизить механические ошибки, но душу вы потратите в том же объеме, как если бы создавали мультфильм на бумаге. А еще, как ни странно, компьютеризация только умножила в пару раз количество профессий в нашем деле. 

У старшего поколения иначе работают нейроны, и пересесть за компьютер им оказалось сложнее. У молодежи иначе развита и работает механика взаимодействия между изображением, которое ты порождаешь, и мыслями. Поэтому молодому поколению вхождение в профессию должно даваться проще, чем тем, кто начинал работу в эпоху аналогового кино. 

Для кого-то станет открытием, но анимация ㅡ самый медленный вид искусства. Даже с учетом компьютеризации анимация остается покадровым видом, и выработка аниматора от 2 до 10 секунд в день. Выработка медленная, и к этому надо быть готовым. 

Это не кино, где все живо и динамично, а больше напоминает офис, где люди ежедневно за компьютером. Только вместо документов и текстов у них рисунки. Аниматоры ㅡ бегуны на длинную дистанцию. Поэтому так важно найти идею, с которой готовы жить годами. Никакая другая мотивация не сработает. 

В анимации действует понятие конвейера. Каждая сцена и кадр ㅡ труд нескольких разных специалистов. Сценариста, кто придумал историю. Режиссера, кто переводит кадры в язык кинематографа. Аниматоров, кто приводит героев в движение. Контуровщиков, кто доводит картинку до нужного графического состояния. А еще композиторы, звукорежиссеры, артисты озвучки — все эти люди трудятся над каждым кадром. 

Анимация ㅡ командная работа. С одной стороны, от тебя зависит только микронная часть проекта, но в этой микронной части ты должен быть гипер профессионалом и не подвести остальных. При этом встречаться в реальности уже не обязательно — разделение труда происходит между студиями, городами и даже континентами. Есть много специалистов, кто работает с нами как фрилансеры, но являются полноценной частью коллектива и интуитивно понимают, что надо для проекта. 

А еще за время пандемии мы убедились, что аниматор ㅡ профессия новой реальности. В то время как у съемочных группы не было возможности снимать натурное кино, аниматоры адаптировались к работе за три недели. И сделали это настолько безболезненно, что многие не вернулись с удаленного формата по сей день. 

Где научиться профессии

  • ВГИК
  • КИТ
  • ГИТР
  • Институт культуры
  • Колледжи
  • Частные школы
  • Онлайн
  • Факультет анимации в «Синергии» (четыре уровня образования: дополнительное, колледж по направлению «анимация и графика», бакалавриат по направлению «художник анимации и компьютерной графики», магистратура «авторская и коммерческая анимация»)

Как трудоустроиться

Если говорить про «Союзмультфильм», то от любого кандидата мы требуем портфолио, чтобы оценить уровень мастерства и степень прокачки скиллов. Помимо портфолио даем тестовое задание. Оно нужно, чтобы понять, насколько мы друг другу подходим. Анимация ㅡ коллективный труд и важно, чтобы вы не просто пришли отработать 8 часов в сутки, а смогли стать коллективом с теми 40 — 60 людьми, кто ежедневно делает кино вместе с вами. 

Выступления других участников форума можно найти на странице мероприятия. Записи трансляции окажутся полезными для понимания технологий анимации, механизмов поиска рынка дистрибуции и монетизации контента. 

Фотографии к публикации предоставлены университетом «Синергия».

Back to top button