Чем ближе праздник Великой Победы, тем больше фильмов о драматических военных событиях выходит на российские экраны. Причем, акцент очевидно сместился с тех крупнобюджетных и зрелищных картин вроде «Сталинграда» к более скромным в плане визуального ряда, но более сложным и интересным, если говорить о человеческих взаимоотношениях в чудовищных условиях войны.
Именно об этом новая картина молодого и не очень известного режиссера Сергея Попова «Дорога на Берлин», которая выходит в прокат 7 мая. Идеологом и автором идеи фильма выступил не нуждающийся в представлении Карен Шахназаров, решивший создать своего рода экранизацию повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военных дневников Константина Симонова. В центре сюжета два молодых солдата, лейтенант Огарков и рядовой Джурабаев, столкнувшиеся лицом к лицу со страшными испытаниями войны. Огарков незаслуженно был признан предателем за то, что не сумел вовремя доставить приказ, за что был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. В этой ситуации раскрывается истинное лицо героя – даже несмотря на огромное количество возможностей сбежать, он все равно оставался и ждал своей участи, для него это было делом чести.
Именно в этом и сошлись оба героя, казалось бы, настолько разные во всем – в отношении к жизни, к своему делу, в характере. Они оба держат слово и не сдаются перед лицом опасности, всегда выручают товарища и жертвуют простыми материальными радостями ради благополучия друга. Те же часы, отданные Огарковым, чтобы Джурабаеву выдали новые сапоги, — мелкий случай, отражающий всю искренность человеческих отношений на войне.
Как известно, зритель верит происходящему на экране намного охотнее, если знает, что фильм основан на реальных событиях, и особенно это касается кинофильмов на военную тематику. К сожалению, за достоверность и убедительность в фильме отвечает только этот факт: поверить, что все здесь происходит на самом деле, помогает лишь существование реальной основы этой картины в виде военных дневников. В остальном же картина не убеждает, кажется, что все наиграно, у героя нет никакого негодования от того, что его несправедливо осудили, здорового желания избежать смерти, в конце концов. Героизм героизмом, но нормальные человеческие чувства не отмирают даже на войне. Наверное, по этой причине нет никакого сочувствия Огаркову, не возникает желания сопереживать герою, который сам, кажется, плюнул на свою судьбу. Всему фильму как будто не хватает драматизма именно на экране: осознание того, что на самом деле происходило на войне, конечно, помогает зрителю настроиться на нужное напряженное настроение, но хорошее кино все же должно самостоятельно справляться с созданием атмосферы.
Интересно, что при этом к актерскому составу никаких претензий нет – первая серьезная роль Юрия Борисова (Огарков) и актерский дебют Амира Абдыкалыкова (Джурабаев) удались на 100%, они создали обаятельные и убедительные образы, на которые очень приятно смотреть. Надеюсь, их мы еще не раз увидим в кино в других интересных проектах.
При всем многообразии военных фильмов, вышедших за последнее время, на мой взгляд, можно выбрать что-то более захватывающее и пронзительное, чем «Дорога на Берлин», но в этой картине определенно есть какое-то другое настроение, некая легкость, не присущая обычно остальным фильмам о войне. В любом случае, решать только вам!