«Я вспоминаю о днях нашей совместной жизни, как о днях великого, незаслуженного счастья. Но иногда я искупала его великим страданием.» — из дневника А.Г. Достоевской.
Отношения Анны Григорьевны и Фёдора Михайловича Достоевских — история сильной, самоотверженной и по-настоящему искренней любви.
Именно эта история лежит в основе нового спектакля в театре МОСТ «Достоевская. Сны Анны» режиссера Георгия Долмазяна, приуроченного к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича.
«Спектакль документален в своей сюжетности, но при этом наши герои – это художественно обработанные образы», – поделилась автор пьесы Мила Денёва. – В нашем спектакле фигурирует пять разных ипостасей главной героини, пять граней, – каждая из которых — как отдельный микрокосмос со своими законами. Это наша попытка подношения памяти этой великой женщины».
Вторая жена писателя занимает важное место в его жизни и творчестве, она всегда была опорой и поддержкой своему мужу и не страшилась проходить с ним через трудности, встающие у них на пути.
Спектакль полностью ведётся от лица Анны Григорьевны и начинается с самого трагичного и сложного события Анны: потери любимого человека.
Внимание зрителя удерживается на протяжении всей постановки. Гости ощущают себя частью разворачивающейся истории, будто непосредственно включены в беседу с героиней. Наверное, такое впечатление складывается в первую очередь от необычного формата сцены: она находится посередине зала, небольшого размера, и грань между зрителями и актерами стирается.
Анну Григорьевну на протяжении всей постановки играют сразу 5 актрис, демонстрируя разные периоды её жизни. История начинается с конца и постепенно переносится в самое начало. Любовь Анны была длиною в жизнь и после жизни. Ее безграничная чувство было выше всех сложностей: бедной жизни, долгов, болезни Достоевского, его сложного характера и вспышек.
«Спектакль о невероятной связи двух очень разных, непростых людей, – рассказывает режиссёр-постановщик Георгий Долмазян. – Мы имели дело с конкретными датами, цифрами, радостными и печальными эпизодами, связанными с Достоевским и его женой. Это то, что нельзя было игнорировать, поэтому у нас возникали различные ограничения, поначалу очень мешавшие работать, но затем из этих условностей получился замечательный материал. Подобные ограничения – приятная колючка для режиссёра. Благодаря ей появляются необычные решения».
Это история ещё раз подтверждает то, что за каждым сильным мужчиной стоит великая женщина. История женщины, которая впервые встретилась с Достоевским молоденькой стенографисткой, а впоследствии стала его главным сокровищем и надежной опорой
За время спектакля вы вместе с актерами проживете целую жизнь Достоевских, наполненную переживаниями, трудностями и в то же время безграничным счастьем.
А сейчас как никогда театрам важно присутствие и внимание зрителей. Аншлаг на премьере спектакля приятно порадовал актеров, и они с большим воодушевлением ждут зрителей на дальнейших показах.
Театр МОСТ вместе с Российской государственной библиотекой для молодёжи также представил особую, уникальную программу, в которой объединились театр, лекторий, визуальное искусство и аудио-проекты. Назвали эту программу «ДОСТОЕВСКИЙ. Insight», отдавая дань памяти великому писателю. Именно на этой платформе можно будет послушать тематический подкаст «Достать Достоевского» и увидеть произведения художников-комиксистов. Кроме того, будет анонсирован Всероссийский челлендж-проект «Литературная карта России в комиксах». Он покажет зрителю литературные красоты регионов страны через рисованные истории. Свою книгу «Достоевский: Рисунки из подполья» в рамках проекта презентуют сценарист Дмитрий Романов и художники комикс-сообщества «Хронограф».
В заключении хотим добавить, что театр МОСТ стремиться не только обогатить жизнь зрителя спектаклями, но и расширить его культурный кругозор. Именно поэтому проект о Достоевском вмещает в себя столько полезных и интересных событий.
В соавторстве с Алёной Панаран.