У Антона случилось несчастье – на его машину упало дерево. Страховая компания отказалась возмещать ущерб, мотивируя это тем, что дерево было отмечено как аварийное, и Антон намеренно разместил под ним машину. Судиться – значит потерять несколько месяцев, а еще нужно найти денег на адвоката, а продать право требования автоюристу – потерять в деньгах самому. Но с 1 июня 2019 года можно поступить проще – обратиться за помощью к финансовому омбудсмену, который рассмотрит дело и вынесет решение через 15 дней. А с 2021 года возможности по защите своих прав с помощью омбудсмена стали намного шире.
Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный, занимается досудебным урегулированием споров физических лиц с финансовыми организациями. За помощью к нему могут обратиться граждане, столкнувшиеся с нарушением своих прав в финансовой сфере, а также официальные представители, отстаивающие их интересы в споре с финучреждением. Оговоримся сразу, что омбудсмен не принимает к рассмотрению претензии от малых предпринимателей или представителей другого бизнеса.
По закону решения финомбудсмена имеют такую же юридическую силу и должны быть неукоснительно исполнены, как и решения суда.
Важно, что финомбудсмен рассматривает только имущественные и денежные споры. Это могут быть нарушения, когда гражданину не выплатили вообще или недоплатили деньги. А также ситуации, когда компания взяла с клиента сумму большую, чем он был должен. Например, кредитор изменил условия и поднял процентную ставку без согласования с плательщиком. В итоге заемщик внес сумму платежей больше, чем положено по закону. Или же МФО начислила сумму неустоек и штрафных компенсаций больше, чем предусматривает российское законодательство (например, для микрозаймов, полученных в 2020 году, объем всех процентов и пеней не может превышать сумму первоначального долга больше, чем в 1,5 раза). Некоммерческий пенсионный фонд неправильно подсчитал комиссию на внесенную сумму. Или страховщик отказался выплатить страховую сумму либо установил размер компенсации, который не соответствует условиям договора страхования. Ситуаций, когда не удается договориться с финорганизацией мирным путем, множество. Тут-то как раз и приходит на помощь финансовый уполномоченный.
Однако есть и такие ситуации, когда финомбудсмен откажется помогать: в случае, если речь идет о возмещении морального вреда или упущенной выгоды, сумма претензии больше 500 тысяч рублей и при этом вопрос не относится к ОСАГО. Или же дело рассматривается судом или по нему уже вынесено судебное решение.
Финансовый уполномоченный отклонит заявку, если гражданин не обращался предварительно в ту компанию, где была получена финансовая услуга и у него отсутствует документальное подтверждение обращения. Омбудсмен не будет вторично рассматривать дело, по которому уже выносил решение. Та же участь постигнет заявление, в котором одна из сторон находится в процессе признания банкротом или уже признана банкротом, или у финансовой компании отозвана лицензия на деятельность.
К полномочиям омбудсмена относятся споры со страховыми компаниями (решаются вопросы по всем видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования), микрофинансовыми организациями (МФО), с 1 января 2021 года список пополнили банки, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы (КПК).
Как действует финансовый омбудсмен? Первым делом, он направит копию обращения клиента в финансовую организацию с предложением самостоятельно уладить спор между сторонами. В случае отказа финансовой организации договариваться, идти на компромисс, уполномоченный рассматривает дело и выносит решение.
Если омбудсмен становится на сторону финансовой организации, то вместе с отказом направляет клиенту объяснение своего решения. Если же дело решается в вашу пользу клиента, омбудсмен устанавливает срок, в который финансовая организация обязана исполнить его решение. Этот срок может колебаться от 10 рабочих до 30 календарных дней с момента, когда решение вступит в силу.
В случае если финансовая организация проигнорировала решение омбудсмена и не выполнила его в нужный срок, гражданин может снова обратиться к уполномоченному за специальным удостоверением, которое затем отдается судебным приставам. На основании удостоверения судебный пристав обяжет компанию исполнить решение омбудсмена и пострадавший получит свои деньги.
Если имеются сомнения, находится ли ваш спор в компетенции финансового уполномоченного, то рекомендуется заполнить специальную анкету на официальном сайте уполномоченного www.finombudsman.ru, чтобы проверить возможность разрешения спора.
Обращение можно направить как обычной почтой, так и онлайн. Быстрее и удобнее направить его через личный кабинет на сайте www.finombudsman.ru. В течение трёх дней после поступления заявления в аппарат финансового уполномоченного, омбудсмен ответит, принял ли он вашу претензию к рассмотрению или нет.
Многих наверняка интересует вопрос, сколько стоит помощь омбудсмена. Так вот, для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны. Однако клиент может прибегнуть и к услугам посредника (например, автоюриста). В таком случае нужно будет заплатить за рассмотрение дела 15 тыс. рублей.
Уполномоченный принимает решение быстро – как правило, за 15 рабочих дней. Обращения от посредников он рассматривает в два раза дольше – в течение 30 рабочих дней.
В данной ситуации действительно лучше разобраться в процедуре и направить жалобу самому. Тем более, даже если вы совершите ошибку, аппарат финансового уполномоченного укажет на нее и даст рекомендации, как привести документы в соответствие со всеми требованиями.
А мы в очередной раз напоминаем, что на почтовый ящик vopros.gu@inbox.ru вы можете направить интересующие вас вопросы, а также предложить новые темы для освещения в нашей рубрике.
А если ваши права потребителя финансовых услуг нарушаются уже сейчас, вы можете обратиться в интернет-приемную Банка России по ссылке cbr.ru/reception, а также по телефонам 8 800 300 30 00, +7 499 300 30 00 и 300 (для звонков с мобильных телефонов).