Гранты: инструкция по применению. Российская креативная неделя
С 7 по 10 июля в Москве прошла Российская креативная неделя. 1000 спикеров, более 300 мероприятий и 11 тематических павильонов для открытого диалога и обсуждения моделей работы креативных отраслей.
8 июля главный редактор сетевого издания «Типичная Москва» Игорь Сумин выступил модератором дискуссии на тему «ГРАНТЫ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ». Говорили о мерах поддержки, лайфхаках и ключевых ошибках при формировании заявок. Некоторые тезисы собрали в нашем репортаже.
Спикеры:
- Александр Ляпин, директор по интегрированным коммуникациям ИРИ
- Игорь Соболев, первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив
- Яна Пономаренко, директор по маркетингу краудлендинговой платформы Ko-Фи
- Николай Троцкий, директор по коммуникациям благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», руководитель программы «Развитие регионов»
- Александр Аладышев, создатель и художественный руководитель театрального товарищества Завод
- Александра Усачева, исполняющий обязанности генерального директора АНО Губернаторский центр «Вместе мы сильнее».
Игорь Соболев, первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив:
Нашему фонду год. За это время мы поддержали более 3 тысяч проектов по всей стране и выделили 8 млрд рублей победителям.
У нас есть четкий перечень тематических направлений, но ни одно не является приоритетным. Все участники соревнуются не по тематике, а по качеству ее проработки. А еще в том, насколько могут убедить эксперта в заочном диалоге, что именно их проект нуждается в государственной поддержке.
На конкурсе работают более 600 экспертов, а общий пул насчитывает более 800. Критериев оценки проектов десять, и проходные баллы у нас высокие. Например, при запрашиваемом гранте свыше 500 тысяч рублей проходной балл 74, свыше 3 млн — 75, свыше 10 млн — 76. В малой группе до 500 тысяч рублей балл низкий, 66. В этой категории на победу имеют шансы много проектов.
В среднем поддержку получает каждый восьмой-десятый проект. Но в финансовых коридорах соревновательность складывается по-разному. Например, до 500 тысяч рублей побеждает каждый пятый проект и шансы у всех высокие. Свыше 10 млн рублей шансы ниже, там побеждает каждый 20-25-й.
19 августа начнется прием заявок на специальный конкурс. Заявку можно подать до 12 сентября. Тематическое направление опубликовано на нашем сайте: общероссийская культурная идентичность и традиционные нравственные ценности. В него укладывается большинство проектов и заявителей.
Совет:
1. Не откладывайте подачу заявки на потом. БОльшая часть заявителей оставляют это на последние часы приема и упускают массу важных моментов. Досадно проиграть из-за нехватки времени или волнения. Успевайте за 10 дней дней до конца приема. Тогда фонд проверяет заявку по формальным критериям: приложили ли вы устав и все ли страницы устава есть; наличие подписей; не расходятся ли данные в форме с теми данными, что загружены в систему и т.д. Все эти момент есть возможность отследить. Но только если заявка подана вовремя.
Александр Ляпин, директор по интегрированным коммуникациям ИРИ
Наш институт работает не по грантовой системе. Главное отличие — мы выдаем не гранты. У нас есть субсидия от Правительства, которую мы распределяем и с победителями конкурса заключаем контракт. По нашему контракту есть четко прописанный kpi, строгая отчетность и даже санкции за невыполнение.
С 2020 года мы поддерживаем создание контента в интернете. Обработали около 5 тысяч заявок и поддержали более 700 проектов. В этом году на поддержку выделено суммарно 15 млрд рублей.
У нас два основных конкурса: создание контента в интернете для молодежи и создание национального контента.
Мы поддерживаем создание социально-значимого контента, а не исключительно развлекательного. Важно, чтобы у проекта был социальный эффект, чтобы он был направлен на освещение или возможное решение социальных проблем и задач.
Первый конкурс: контент для целевой аудитории 14 — 35 лет.
Форматы контента:
- аудиовизуальный,
- блогосфера (блогерские проекты),
- мультиформатный (контент в соцсетях и спецпроекты)
- программное обеспечение и игры
Время рассмотрения заявок 3 месяца. В этом конкурсе ограничены сроки реализации. Проект должен быть сделан в рамках того года, когда мы выдаем поддержку. Например, если деньги вы получили в марте, то до продукт надо создать, сдать, разместиться и отчитаться уже до конца года.
kpi в конкурсе довольно лояльный — просмотры.
Второй конкурс направлен на создание национального контента. Ограничений по возрасту аудитории нет, но это конкурс уже для более масштабных проектов и для условно более опытных команд. Форматы контента те же, что и в первом конкурсе, плюс добавляется спецпроекты в интернет-СМИ.
Прием заявок продлится до 1 августа.
Жестких kpi нет, но эксперты в состоянии адекватно оценить: поставили вы себе достижимый kpi или занизили его для простоты реализации и отчета.
Главное отличие от первого конкурса — здесь мы поддерживаем долгосрочные проекты.
Все проекты проходят стадию заполнения заявок на сайте, проверку правильности заполнения, допуск к конкурсу. Работаем мы с юрлицами и индивидуальными предпринимателями, созданными не позже, чем за шесть месяцев до старта приема заявок. Это важно.
Бюджет не имеет формальных ограничений и разброс сумм большой. Самый дорогой проект был 450 млн рублей, самый дешевый — 200 тысяч рублей. Но надо понимать: чем больше сумма, тем интереснее должен быть ваш проект.
Совет:
1. Заранее готовьтесь к подаче заявки. У нас на сайте есть курс по заполнению заявок. потратьте на него день — это сильно облегчит процесс и избавит от досадных ошибок.
2. Уделите внимание описанию команды. Кто в команде, опыт, кейсы. Это поможет повысить балл. Вы можете принести крутую идею, но экспертам важно понимать: кто в команде, есть ли необходимый опыт, смогут ли они реализовать то, что заявлено.
3. Рекомендую иметь в команде человека, кто умеет составлять медиаплан, из которого четко видна проработка бюджета и маркетинговой составляющей. Плюс отражено, куда вы пойдете с контентом, где разместите, для кого и как будете продвигать, чтобы контент увидели. Заявки просматривают эксперты, кто понимает, как устроен процесс производства контента, что и сколько стоит. Важно, чтобы бюджет и стратегия были обоснованы.
4. Учитесь защищать. Питчинг — очная защита проекта. Этот этап предусмотрен для всех наших конкурсов. За пять минут убедить экспертов, что проект достоин поддержки — непросто. Вложить главное и убедить профессионалов — целое искусство. Учитесь питчинговать.
Александра Усачева, исполняющий обязанности генерального директора АНО Губернаторский центр «Вместе мы сильнее» делится лайфхаком: на всех сайтах фондов есть раздел “документы”. Среди прочих там есть файл (он может называться по-разному, но в общем — это “методические указания для экспертов по оценке выполнения заявок”). Конкурсанты его часто пропускают, а зря. Да, он для экспертов, но в нем есть таблица и детально разобраны баллы и критерии. Откройте документ и трезво оцените заявку на предмет того, сколько баллов можете получить. Иногда есть смысл снизить бюджет, но зато это повысить шансы пройти по конкурсу.
Обсудили важность поддержки региональных проектов