ОбразованиеОтчеты и репортажи

Гранты: инструкция по применению. Российская креативная неделя

С 7 по 10 июля в Москве прошла Российская креативная неделя. 1000 спикеров, более 300 мероприятий и 11 тематических павильонов для открытого диалога и обсуждения моделей работы креативных отраслей.

8 июля главный редактор сетевого издания «Типичная Москва» Игорь Сумин выступил модератором дискуссии на тему «ГРАНТЫ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ». Говорили о мерах поддержки, лайфхаках и ключевых ошибках при формировании заявок. Некоторые тезисы собрали в нашем репортаже.

Спикеры:

  • Александр Ляпин, директор по интегрированным коммуникациям ИРИ
  • Игорь Соболев, первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив
  • Яна Пономаренко, директор по маркетингу краудлендинговой платформы Ko-Фи
  • Николай Троцкий, директор по коммуникациям благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», руководитель программы «Развитие регионов»
  • Александр Аладышев, создатель и художественный руководитель театрального товарищества Завод
  • Александра Усачева, исполняющий обязанности генерального директора АНО Губернаторский центр «Вместе мы сильнее».

Игорь Соболев, первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив:

Нашему фонду год. За это время мы поддержали более 3 тысяч проектов по всей стране и выделили 8 млрд рублей победителям.

У нас есть четкий перечень тематических направлений, но ни одно не является приоритетным. Все участники соревнуются не по тематике, а по качеству ее проработки. А еще в том, насколько могут убедить эксперта в заочном диалоге, что именно их проект нуждается в государственной поддержке. 

На конкурсе работают более 600 экспертов, а общий пул насчитывает более 800. Критериев оценки проектов десять, и проходные баллы у нас высокие. Например, при запрашиваемом гранте свыше 500 тысяч рублей проходной балл 74, свыше 3 млн — 75, свыше 10 млн — 76. В малой группе до 500 тысяч рублей балл низкий, 66. В этой категории на победу имеют шансы много проектов. 

В среднем поддержку получает каждый восьмой-десятый проект. Но в финансовых коридорах соревновательность складывается по-разному. Например, до 500 тысяч рублей побеждает каждый пятый проект и шансы у всех высокие. Свыше 10 млн рублей шансы ниже, там побеждает каждый 20-25-й.

19 августа начнется прием заявок на специальный конкурс. Заявку можно подать до 12 сентября. Тематическое направление опубликовано на нашем сайте: общероссийская культурная идентичность и традиционные нравственные ценности. В него укладывается большинство проектов и заявителей.

Совет: 

1.  Не откладывайте подачу заявки на потом. БОльшая часть заявителей оставляют это на последние часы приема и упускают массу важных моментов. Досадно проиграть из-за нехватки времени или волнения. Успевайте за 10 дней дней до конца приема. Тогда фонд проверяет заявку по формальным критериям: приложили ли вы устав и все ли страницы устава есть; наличие подписей; не расходятся ли данные в форме с теми данными, что загружены в систему и т.д. Все эти момент есть возможность отследить. Но только если заявка подана вовремя. 

Игорь Соболев и Александр Ляпин рекомендуют не откладывать подачу заявки на последний день срока. 

Александр Ляпин, директор по интегрированным коммуникациям ИРИ

Наш институт работает не по грантовой системе. Главное отличие — мы выдаем не гранты. У нас есть субсидия от Правительства, которую мы распределяем и с победителями конкурса заключаем контракт. По нашему контракту есть четко прописанный kpi, строгая отчетность и даже санкции за невыполнение.  

С 2020 года мы поддерживаем создание контента в интернете. Обработали около 5 тысяч заявок и поддержали более 700 проектов. В этом году на поддержку выделено суммарно 15 млрд рублей.

У нас два основных конкурса: создание контента в интернете для молодежи и создание национального контента. 

Мы поддерживаем создание социально-значимого контента, а не исключительно развлекательного. Важно, чтобы у проекта был социальный эффект, чтобы он был направлен на освещение или возможное решение социальных проблем и задач. 

Первый конкурс: контент для целевой аудитории 14 — 35 лет. 

Форматы контента: 

  • аудиовизуальный, 
  • блогосфера (блогерские проекты), 
  • мультиформатный (контент в соцсетях и спецпроекты)
  • программное обеспечение и игры

Время рассмотрения заявок 3 месяца. В этом конкурсе ограничены сроки реализации. Проект должен быть сделан в рамках того года, когда мы выдаем поддержку. Например, если деньги вы получили в марте, то до продукт надо создать, сдать, разместиться и отчитаться уже до конца года. 

kpi в конкурсе довольно лояльный — просмотры.

Второй конкурс направлен на создание национального контента. Ограничений по возрасту аудитории нет, но это конкурс уже для более масштабных проектов и для условно более опытных команд. Форматы контента те же, что и в первом конкурсе, плюс добавляется спецпроекты в интернет-СМИ.

Прием заявок продлится до 1 августа.

Жестких kpi нет, но эксперты в состоянии адекватно оценить: поставили вы себе достижимый kpi или занизили его для простоты реализации и отчета. 

Главное отличие от первого конкурса — здесь мы поддерживаем долгосрочные проекты.

Все проекты проходят стадию заполнения заявок на сайте, проверку правильности заполнения, допуск к конкурсу. Работаем мы с юрлицами и индивидуальными предпринимателями, созданными не позже, чем за шесть месяцев до старта приема заявок. Это важно.

Бюджет не имеет формальных ограничений и разброс сумм большой. Самый дорогой проект был 450 млн рублей, самый дешевый — 200 тысяч рублей. Но надо понимать: чем больше сумма, тем интереснее должен быть ваш проект.

Совет:

1. Заранее готовьтесь к подаче заявки. У нас на сайте есть курс по заполнению заявок. потратьте на него день — это сильно облегчит процесс и избавит от досадных ошибок.

2. Уделите внимание описанию команды. Кто в команде, опыт, кейсы. Это поможет повысить балл. Вы можете принести крутую идею, но экспертам важно понимать: кто в команде, есть ли необходимый опыт, смогут ли они реализовать то, что заявлено. 

3. Рекомендую иметь в команде человека, кто умеет составлять медиаплан, из которого четко видна проработка бюджета и маркетинговой составляющей. Плюс отражено, куда вы пойдете с контентом, где разместите, для кого и как будете продвигать, чтобы контент увидели. Заявки просматривают эксперты, кто понимает, как устроен процесс производства контента, что и сколько стоит. Важно, чтобы бюджет и  стратегия были обоснованы. 

4. Учитесь защищать. Питчинг — очная защита проекта. Этот этап предусмотрен для всех наших конкурсов. За пять минут убедить экспертов, что проект достоин поддержки — непросто. Вложить главное и убедить профессионалов — целое искусство. Учитесь питчинговать.

Александра Усачева, исполняющий обязанности генерального директора АНО Губернаторский центр «Вместе мы сильнее» делится лайфхаком: на всех сайтах фондов есть раздел “документы”. Среди прочих там есть файл (он может называться по-разному, но в общем — это “методические указания для экспертов по оценке выполнения заявок”). Конкурсанты его часто пропускают, а зря. Да, он для экспертов, но в нем есть таблица и детально разобраны баллы и критерии. Откройте документ и трезво оцените заявку на предмет того, сколько баллов можете получить. Иногда есть смысл снизить бюджет, но зато это повысить шансы пройти по конкурсу.

 

Обсудили важность поддержки региональных проектов

Back to top button