ИнтервьюМеста Москвы

Интервью с директором Центра творческих индустрий «Фабрика» Асей Филипповой

Вместе с директором арт-кластера Асей Филипповой нам удалось обсудить проблемы современного искусства, перспективы развития Центра, а также поговорили о прошлом и настоящем «Фабрики».


Ася Леонидовна Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика». Фото: Варвара Филиппова.

«Что это такое, и с чем это едят?»

Добрый день, Ася. «Фабрика» сегодня – один из крупных и развивающихся арт-кластеров Москвы. Для тех, кто плохо понимает значение модного слова, как бы Вы описали свою деятельность несколькими предложениями?

  • Если начать с перевода этого слова, то «арт» – это искусство, а «кластер» – пучок. Таким образом, арт-кластер подразумевает место, где сосредоточена деятельность, связанная с искусством. «Фабрика» полностью отвечает этому определению, но мы используем более широкое понятие «центр творческих индустрий», так как у нас есть еще компании, занимающиеся издательским делом, дизайном, а также архитекторы и люди, работающие над кинопродукцией, поэтому это больше подходит под понятие «творческих индустрий». Мы поддерживаем как визуальное искусство, так и другие области, где ценится интеллектуальный труд. Помимо мастерских, где работают наши художники, у нас есть площадки для выставок, концертов, лекций и всевозможных мероприятий.

Почему такие центры творческих инициатив востребованы среди современных художников, дизайнеров и других деятелей культуры?

  • Для каждого художника важны независимость и индивидуальный подход. Люди, которые управляют такими центрами как «Фабрика», прикладывают все усилия, чтобы создать творческую и непринужденную атмосферу. В каждом видят личность, учитывают конкретные вкусы, требования и пожелания, а потому такая специфика и дух творчества импонируют и подкупают деятелей культуры. Наши залы и мастерские, может быть, менее комфортны и нарядны, чем пространства в бизнес-центрах, но все они нестандартны, персонифицированы и своеобразны. А творческие люди часто расценивают рабочее пространство как продолжение своей индивидуальности.

Вы стояли у истоков формирования ЦТИ в 2005 году и с тех пор являетесь его директором. Какие ключевые моменты в развитии «Фабрики» Вы можете назвать? Как идея перешла в отлаженный механизм работы?

  • Первым ключевым моментом стало появление собственно идеи. Изначально она не была амбициозной и масштабной. В 2005 году творческая обстановка в Москве была очень оживленной: уже тогда выставляться хотели многие художники, а количество площадок для современного искусства измерялось единицами. Я планировала открыть один выставочный зал, где мои друзья-художники могли бы представлять свои работы. После первой же выставки появился большой интерес, что подстегнуло нас к расширению и планированию новых пространств. Вторым этапом стало появление театрально-концертной площадки и ещё одного выставочного зала. С 2009 года мы начали развивать свои программы. Сегодня это «Фабричные мастерские» для российских художников, «Художник в резиденции» для иностранных коллег и проект «Войти и разрешить», представляющий собой музей района, в котором расположены «Фабрика» и локальные сообщества, существующие здесь.

Кто поддержал вашу идею на первых порах?

  • Моими первыми консультантами стали Елена Куприна-Ляхович и Сергей Мироненко, которые уже в тот момент больше меня разбирались в современном искусстве и организации выставок как процессе. Они меня поддержали и поделились опытом. И, конечно, акционеры фабрики, которые согласились на этот неочевидный и нестандартный ход, стали большой поддержкой в реализации идеи.

Один из залов («Оливье») носит имя машинки для мелованной бумаги. Вы стараетесь сохранить историю этого здания? И почему это важно?

  • Я бы хотела пояснить, что этот станок для производства бумаги литового мелования – это очень большая и массивная конструкция, которая занимала цех на 500 кв. метров. Её размеры впечатляли: 6 метров в высоту и площадью в 200-250 кв. метров. Она была нам очень дорога, и расставаться с ней было крайне жалко. Что касается истории. У нас семнадцать строений, и не каждое из них отвечает высокому эстетизму даже промышленной архитектуры. Многие из них очень хаотичны и строились методом «народной застройки» в советское время, поэтому они могут поддаваться каким-либо изменениям. Есть несколько зданий конца XIX века. Их мы стараемся сохранять и приводить в первозданный вид. Промышленные цеха мы не стремимся переделать в офисные пространства, а оставляем специфику и антураж производства.

В чём отличия «Фабрики» от других арт-кластеров Москвы?

  • «Фабрику» отличает ряд факторов. Одним из первых нужно назвать то, что в силу ограниченности своих финансовых ресурсов, мы очень быстро начали зарабатывать и вышли на самоокупаемость. Никаких дополнительных инвестиций у нас не было, поэтому обновление и улучшение здания происходили постепенно в отличии от других арт-кластеров Москвы, таких как «Винзавод», который сразу был весь отреставрирован, или «Красный Октябрь», где высокий уровень комфорта был достигнут быстро. Ещё одним отличием было невыгодное по сравнению с другими центрами местоположение. «Фабрика» на тот момент – это мрачная и депрессивная промзона. Сейчас она выглядит совершенно по-иному. Всё это продиктовало нам формат нашей деятельности, который ориентирован не на создание красивой картинки и презентации, а на творческий процесс как таковой.
Выставка Натальи Зинцовой «Смотри, товарищ, вот красная звезда». Фото: Григорий Галантный.

О проектах

С 2014 года Вы реализуете программу «Фабричные мастерские». В 2015 году был изменен формат, и Вы стали приглашать участников старше 35 лет. Как Вы пришли к этому решению? Нет ли у Вас сейчас сомнений, что оно было правильным?

  • Нет, ни разу не пожалела, хотя недавно я первый раз услышала мнение, что это было неправильное решение и нужно ориентироваться на молодых художников, но я с этим не совсем согласна. Во-первых, сейчас молодость у людей продолжается дольше, чем, скажем, 10 лет назад. Люди, которым 35-40 лет, энергичны и активны. Поэтому то, что у многих учреждений поддержка авторов заканчивается после 35 лет, на мой взгляд, странно и несправедливо. Есть еще один очень важный аспект. Молодые художники полны идеями, но, к сожалению, на них большое влияние оказывают опыт и мысли их педагогов. Им трудно отделить свои идеи и проблематику. Для осознания индивидуальности нужно время. Поэтому мне кажется, что мы придерживаемся правильного формата и планируем дальше работать в этом возрастном промежутке.

«Фабрика» каждый год предоставляет мастерские для 6 художников и даёт возможность реализовать творческие проекты на выставочных площадках. Расскажите, как проходит отбор? Какие тонкости приходится учитывать при выборе работ в сфере искусства?

  • Отбор происходит в два этапа. Первый – это экспертный совет, куда входят искусствоведы, музейные работники, кураторы и критики. Они рассматривают все поступившие заявки и формируют длинный список претендентов на победу. Второй этап – это работа жюри, которое составляет короткий список. У каждого своя кандидатура и понравившийся проект, поэтому шорт-лист иногда может составлять до 25 человек. В последний день отбора мы собираемся и из всех выбранных художников определяем тех, кому мы можем предоставить мастерские и выставочные залы. Что касается тонкостей, то нам приходится учитывать очень многое. Например, художник подаёт заявку на мастерскую, а мы видим, что ему нужно скорее место хранения работ. Бывают очень высокотехнологичные проекты, и мы понимаем, что по техническим условиям не сможем этот проект воплотить. Плюс у нас есть еще некоторые понятия о формате, о том, что будет органично смотреться на «Фабрике», а что — несколько странно. Все эти нюансы мы учитываем и объявляем победителей.

Сколько заявок приходит?

  • Более ста.

Международное взаимодействие – это очень важный аспект, который учитываете и Вы. Как «Фабрика» работает с мастерами из других стран?

  • Особенность международной программы на данный момент заключается в том, что две наши резиденции мы занимаем художниками, которых отбирают наши партнеры – Директорат по делам культуры и искусства Австрийской Федеральной Канцелярии и Швейцарский совет по культуре Pro Helvetia совместно со швейцарским посольством. Таким образом, у нас работают художники из Австрии, Германии и Швейцарии. До 2017 года мы сами проводили отбор, и к нам приезжали авторы из Кубы, Японии, Голландии и самых разных стран, которые творили в условиях полной свободы. Это был очень важный и ценный опыт. Сегодня мы счастливы, что у нас есть такие иностранные партнеры, и мы можем осуществлять культурный обмен. Всем комфортно работать, и нужно сказать, что уровень проектов стал выше. Как правило, работы иностранных коллег связаны с исследованием истории Москвы, наследия России, культурного ландшафта.

 Прозвучала фраза «культурный обмен». Планируете ли Вы воплотить это в жизнь?

  • А мы успешно работаем в этом направлении. В конце прошлого года нам поступило предложение от французских коллег отправить одного из российских художников для участия в программе резиденции Cité internationale des Arts. И вот, буквально, в середине января Дмитрий Булныгин вернулся из Парижа, где творил 2-3 месяца.

 Весной этого года Вы запускаете новый проект «Бумажная фабрика». Расскажите, что это будет.

Отчетная выставка резидентов ЦТИ «Фабрика» в 2017 году. Фото: Григорий Галантный.
  • Мы заполняем одно из интереснейших пространств «Фабрики» – актовый зал ярким и занимательным проектом. Мы с нетерпением ждём его, так как он будет курироваться людьми, которые в своё время смогли собрать всех художников и всё арт-сообщество в проекте «О.Г.И.». Здесь будут чтение книг, просмотр кинофильмов, лекции и обсуждения, концерты и перформансы. Мы надеемся, что «Бумажная фабрика» станет очень примечательной точкой на карте Москвы, не говоря уже о карте района.

В интервью 2016 года Вы говорили о проекте «Войти и разрешить» как о разрабатывающемся проекте. Что изменилось? Удалось ли привлечь местное сообщество?

  • Я не могу сказать, что мы доделали полностью наш музей, потому что он задумывался и работает как «work in progress». Он дорастает, прибывает в своём объёме, но при этом каждый год мы открываем и осваиваем определенную нишу. Что касается местных сообществ, то прошлым летом у нас был очень интересный опыт. Наталья Смолянская и ее ученики делали цикл экскурсий по району в рамках Молодежной биеннале. Мы назвали его «Это странное место». Каждая экскурсия проходила по местам нашей или соседней фабрик, где таится много секретов и интриг. И мы рады, что нам удалось заинтересовать большое количество людей.

О настоящем и будущем

Как Вам кажется, что сегодня больше всего волнует художников?

  • По-разному. Очень многих волнует неизвестность, отсутствие стабильности и понимания того, что будет с тобой. Это волнует всех, но художников в особенной степени. Конечно, сегодня также злободневны проблемы отсутствия понятия «современный художник» и низкий уровень развития арт-рынка. Если ты занимаешься актуальным искусством, то шансы продать свою работу крайне малы, а коллекционеров и ценителей у нас архи мало. Так и происходит, что творчество вынужденно переходить в разряд хобби. Конечно, это тяжело и травматично для художников.

Чему сегодня уделяется больше внимание для развития ЦТИ «Фабрика»? Как Вы стараетесь привлечь авторов и зрителей?

  • У нас, безусловно, есть своя сложившаяся аудитория, но есть также куда расти. Сегодня мы уделяем больше внимание нашим выставочным площадкам, их оборудованию, состоянию зданий, где они находятся. Мы хотим, чтобы наш центр стал более дружественным и удобным для посетителей. Тот, кто приходит на «Фабрику» в первый раз, находится в замешательстве, с трудом находит нужные помещения. Наша команда старается это исправить. При этом важно не превратиться в развлекательный центр, а стать более ориентированными на посетителей.

Вы отмечаете четырнадцатый день рождения. Чем Вы гордитесь за эти годы?

  • Сегодня и всегда я очень горжусь тем, что «Фабрика» была одним из первых центров, и единственная просуществовала на одном месте с момента основания и до сегодняшнего дня. Центр творческих индустрий «Фабрика» – это тихая и упорная «рабочая лошадка». Я считаю, что такое твёрдое следование своим целям и своему стилю – это достойная линия жизни.

 Каким Вы видите будущее «Фабрики»?

  • Будущее я вижу вполне лучезарным. Мы очень ждем нового проекта, достойных выставок и талантливых художников. Думаю, что вскоре «Фабрика» преобразится и заживет по-новому.
Ася Леонидовна Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика». Фото: Варвара Филиппова.

Сегодня будет открытие выставки победителя пятой сессии «Фабричных Мастерских» Андрея Кузькина «Дар забвения или формула пустого мира». Ваши впечатление об этой выставке?

  • Вообще, я еще не видела выставку, так как Андрей Кузькин хранит интригу, а у меня нет привычки и цели контролировать автора. Андрей – очень опытный художник с большим списком сильных персональных проектов. Важно также, что у Андрея не бывает случайных работ. Они все соединяются в один путь, который проходит автор и его персонаж. Это по-видимому такое alter-ego Андрея. Герой мучается, страдает, находится в отчаянии, ищет и мечтает. Выставка «Дар забвения или формула пустого мира» связана с большой инсталляцией Андрея, над которой он работал в нашей мастерской. Эта инсталляция будет представлена весной. А сегодняшняя выставка довольна мрачная, но те вещи, которые хочет донести Андрей до зрителей, они важны, и их не стоит забывать.

Нам также удалось поговорить с победителем пятой сессии «Фабричных Мастерских» Андреем Кузькиным. Его приписывают к московскому концептуализму, а известность и уважение были приобретены перформансами и акциями. Сегодня он представляет свою инсталляцию «Дар забвения или формула пустого мира».

Андрей, расскажите, как пришла идея создать выставку «Дар забвения или формула пустого мира»? Что Вы хотите ей сказать?

  • Данная работа о системе управления в государстве. Наша жизнь пронизана государственной ложью и государственным страхом. Ложь со страхом приводят к угасанию и, в конечном счете, смерти всего живого. Психологический способ самосохранения, свойственный человеку в данной ситуации, – это забвение. Наш мозг начинает вытеснять все неприятные и негативные события, произошедшие и продолжающие происходить вокруг. Таким образом, общество живёт в иллюзорном мире, в состоянии полу-омертвелого сна. Но правильная ли это система? Я в этом не уверен. Ведь, забывая плохое, мы не замечаем, как оно возвращается.

Что должен почувствовать человек, который входит в зал и видит Вашу экспозицию?

  • Он должен задуматься… В том числе и о неприятных вещах.
Выставка «Дар забвения или формула пустого мира» Андрея Кузькина. Фото: Марина Рагозина.

Вы стали победителем пятой сессии проекта «Фабричные Мастерские». Расскажите о своём участии?

  • «Фабричные мастерские» – это хорошая возможность для художников старше 35 лет реализовать свои проекты. И спасибо за это «Фабрике». Я, как и другие участники конкурса, подал заявку и ждал итога. После объявления результатов мне предоставили мастерскую, где я работал над двумя связанными проектами, один из которых сегодняшняя выставка. Работа над ней заняла около трёх месяцев. Началось всё с 3D модели экспозиции и просчёта всех размеров. Затем в специальной фирме, занимающейся рекламными конструкциями, были заказаны лайтбоксы, а один мой знакомый помог реализовать динамический объект, расположенный на потолке. Я же занимался созданием хлебной скульптуры – центральной части инсталляции. Хлеб для меня – это символичный материал. С одной стороны, символ тела Христа и символ еды в России. С другой, материал, из которого делают разнообразные поделки заключенные в тюрьме.

Какой совет Вы можете дать следующим участникам?

  • Не бояться участвовать. Если ты не сообщаешь миру о своих желаниях, то ты ничего и не получишь. А проекты ЦТИ «Фабрика» позволяют свободно и в приятной дружеской атмосфере реализовывать свои идеи.

Виктория Закудрявская

Люблю всё, что вдохновляет и заставляет менять эту жизнь к лучшему. Об искусстве, интересных местах и талантливых людях мои статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button