ТМ: — Фестиваль «Сейчас и Потом» один из немногих в России, где можно увидеть как российский, так и зарубежный видеоарт. Почему именно этот жанр современного искусство? Он ведь сложный для отечественной публики.
Марина Фоменко: Видеоарт – одно из самых популярных направлений современного искусства, в нем пробуют себя многие художники, независимо от их образования. Мне не кажется, что видеоарт сложен для нашей публики, она ничуть не хуже любой другой. Даже если для кого-то это не очень привычный вид искусства, фестиваль – это хороший повод познакомиться с работами современных видеохудожников.
— У вашего проекта нет постоянной площадки. С чем это связано?
Сейчас&Потом задуман как мобильный фестиваль, открытый для сотрудничества. Это дает и свободу выбора, и бесценный опыт сотрудничества не только с художественными, но и с нехудожественными музеями, такими как, например, Государственный музей истории ГУЛАГа, Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева. Кроме того, формат нашего фестиваля позволяет показывать программы и выставки Сейчас&Потом в разных городах России и в других странах. Мы побывали в Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Саратове, Калуге, Кирове, Якутске, Кургане, а также в Италии, Франции, Эфиопии, Греции, Мексике, Аргентине, Японии, Испании, Германии, на Тайване.
— Не каждый художник способен создавать видеоарт работы. Этому надо учиться? Где?
Как стать медиахудожником, учат, к сожалению, всего в нескольких школах, таких, как например, Школа Родченко. Однако, многих известных российских видеохудожников, особенно тех, кто начинали в 80-е — 90-е годы, никто не учил, как создавать произведения видеоарта, они учились самостоятельно. Самое главное в этом деле – мотивация.
— Как визуально выглядит выставка Фестиваля? Это видеоинсталляции или экраны? Есть ли звук?
Выставка состоит из девяти одноканальных видеоинсталляций, одна работа – это видеомэппинг. Некоторые работы со звуком, некоторые без звука – это как задумал автор.
— Фестиваль идет уже почти 10 лет, каждый год — новая тема и проблематика. Кто ее выбирает и исходя из каких критериев?
Критериев выбора темы обычно два. Если мы проводим фестиваль в нехудожественном музее, то тема выбирается так, чтобы мы соприкасались с тематикой музея. Тогда наш фестиваль будет интересен не только нашей аудитории, но и посетителям музея. Так, в Музее истории ГУЛАГа у нас была тема, связанная с травмой памяти, в Музее архитектуры – с архитектурным пространством. Темы выбираю, будучи куратором фестиваля, обычно я.
— Как отбираются работы на Фестиваль? Кто может стать участником?
Участником может стать любой человек, старше 18 лет. При выборе работ мы учитываем их оригинальность, завершённость, месседж, визуальное решение, а также соответствие теме фестиваля.
— Вы не только куратор и директор Фестиваля, но и художник. Что для вас самое сложное, работа арт-менеджера или художника?
Для меня сложнее работа арт-менеджера, так как она требует больших затрат времени на подготовку проектов, организацию сбора работ, поиска спонсоров, поиски площадки. Здесь много каждодневной рутинной и организационной работы.
— Что ждет посетителей помимо самой выставки в этом году?
В этом году, помимо выставки, у нас будут перформансы, кураторские экскурсии, встреча с нашими гостями из Франции, а также показ программ известных международных фестивалей из Греции, Франции, Германии, Аргентины.