Классическая опера Чайковского «Иоланта» нашла воплощение на сцене театра Геликон-Опера. Режиссером выступил лауреат Второго международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Сергей Новиков, дирижер – народный артист России Евгений Бражник, художники-постановщики – Александр Купалян и Глеб Мухаметлатыпов, художник по костюмам – Мария Высотская.
«Иоланта» была создана Чайковским в 1891 году на основе пьесы датского драматурга Генриха Герца «Дочь короля Рене», и до сих пор это произведение поражает своим драматизмом и красотой.
Дочь короля Иоланта слепа от рождения, но даже не подозревает о своем недуге и живет в счастливом неведении, пока визит незнакомца не раскрывает ей горькую истину. Эта история похожа на прекрасную музыкальную сказку и имеет счастливый финал-героиня ради любви находит силы на лечение и прозревает.
Интересно оформлено сценическое пространство-перед зрителем открываются безмятежные цветущие сады и горные вершины, дополняющие атмосферу волшебства происходящего.
То, что отличает Иоланту «Геликона» от аналогичных одноименных опер-это современные костюмы и пристальное внимание к социологическому аспекту. Здесь спектакль превращается не только в историю о слепой девушке, лишенной физического зрения, но в повествование о духовной слепоте, чрезмерном увлечении современных людей гаджетами и уходе от реальной жизни.
Режиссер подчеркивает, что слепа в первую очередь не принцесса, а ее окружение-все вокруг чрезмерно увлечены собой и не видят ничего, помимо собственной персоны. Неслучайно все персонажи носят солнцезащитные очки.
Постановка рассчитана на опытного зрителя, уже знакомого с первоначальным текстом и предлагает взглянуть на классику под другим углом. Исторический аспект сохранен в строгом соблюдении текста произведения и великолепной музыке Чайковского, исполняемой оркестром под руководством Евгения Бражника.
Необычных приемов встречается довольно много: от видеопролога в духе домашнего видео, сопровождающего диалоги героев до бесконечных хождений по сцене странных фриков, демонстративно делающих селфи-и вновь отсыл к проблемам современности.
Вокальные партии артистов усиливают драматизм оперы-невозможно остаться равнодушным к трагическому соло короля-отца, безутешному в своем горе или грустным размышлениям Иоланты о своей доле.
«Иоланта» в инсценизации «Геликон- Оперы» сохранила лучшие традиции оперного театра, при этом приобрела актуальное звучание и превратилась в сильный психологически-социологический спектакль.