Ежегодно в России празднуется Пасха, и каждый человек в некоторой степени прикасается к этому событию: на прилавках магазинов красуются узорчатые куличи и наборы для покраски яиц, родители в чатах пересылают открытки, на улицах города развешены плакаты «Христос Воскресе». Несмотря на обилие антуража, к сожалению, далеко не все знают историю и смысла празднования Пасхи. Так давайте разберёмся, почему Пасху называют Великим днём, и зачем надо выпекать куличи.
История празднования Пасхи
Празднование Пасхи, или по-еврейски Пе́саха (означает «миновал», «прошёл мимо»), отсылает к ветхозаветной истории о десяти египетских казнях. Еврейский народ 400 лет находился в рабстве у египтян. Численность израильтян стремительно росла, поэтому фараон изнурял их тяжёлыми работами и велел убивать новорождённых мальчиков. Одним из младенцев был будущий освободитель еврейского народа – Моисей –, мать которого спасла сына, отправив его на волю судьбы в корзинке по водам Нила.
Однажды уже подросший Моисей пас овец, когда ему явился Бог и велел юноше отправиться в Египет. Моисей попросил фараона отпустить евреев, на что тот ответил отказом. Тогда Бог решил наслать на Египет десять бедствий: погромы, нашествие кровососущих насекомых, мор скота, эпидемии и другие «казни». Крайней мерой стало убийство всех первенцев мужского пола, за исключением иудеев, которые пометили двери своих жилищ кровью агнца, их дома Бог «миновал». Лишь после десятой казни египетский фараон настоял, чтобы израильтяне покинули его земли. Каждый год иудеи стали отмечать Пасху в память об освобождении от рабства.
В новозаветной истории говорится, что Тайная вечеря, последняя трапеза Иисуса со своими 12 ближайшими учениками, была устроена в память об освобождении евреев, то есть в Пасху. На скромной праздничном столе было вино (символ крови агнца) и простой хлеб. Иисус предрёк свою смерть, которая совершилась на следующий день, в пятницу. Первые христиане и апостолы стали отмечать в Пасху день скорби, день воспоминания о смерти Иисуса.
Пасха стала одним из главных христианских праздников. Уже во втором веке Пасху отмечали ежегодно и повсеместно. Некоторые христиане один-два дня держали пасхальный пост, который символизировал страдания и смерть Христа.
В 325 году состоялся Первый Вселенский собор, прошедший в Никее, на котором христианство окончательно отделилось от иудаизма, выходным днём вместо субботы признали воскресенье, а также согласовали единый день празднования Пасхи. Праздник было наказано отмечать в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Пришли к тому, что Александрийский епископ должен определять дату праздника и сообщать её заранее всем общинам. Такое сообщение в какой-то момент прекратилось, поэтому Восток и Рим стали самостоятельно вычислять дату праздника, причём числа порой не совпадали, Пасху праздновали в разные дни. Были созданы пасхальные календари, которые позволяли определить дату празднования на несколько лет, а то и десятилетий вперёд.
Пасха на Руси
После крещения Руси в десятом веке язычество постепенно вытеснялось христианством. Князь Владимир действовал аккуратно, чтобы народ не возмутился, — христианские праздники стали отмечать в один день со славянскими народными, таким образом плавно подменяли понятия. Пасха совпала с Великоднём, который символизировал пробуждение, «воскрешение» природы после суровой холодной зимы.
К Великодню славяне раскрашивали яйца, поскольку они считались символом весеннего возрождения и новой жизни. Например, однотонные красные или оранжевые цвета символизировали Солнце, такие яйца называли «крашенками». Для покраски использовалась луковая шелуха или свекольный отвар. Если яйца расписывали, причём преимущественно природным орнаментом, то их называли «пи́санками».
В христианской традиции раскрашенное пасхальное яйцо олицетворяет Гроб Господень, оно заключает в себе новую жизнь. По преданию, Мария Магдалина, последовательница Христа, пришла к римскому императору Тиберию и сообщила о воскресении Иисуса. Тот не поверил, сказав, что это так же невероятно, как если бы белое яйцо стало красным. Куриное яйцо, которое он держал в руке, сразу же приобрело красный цвет. По другой легенде Мария пришла к императору уже с подарком в виде красного яйца. Сам же цвет символизировал кровь Христа.
Хлеб – всему голова, и праздничный стол не исключение. На Руси литургия завершалась общей трапезой, на которой подавали хлеб и вино, освещённые во время службы. Позднее освещение даров во время причастия стало традицией, а кулич цилиндрической формы — центром пасхального стола. Кулич символизировал плодородие, животворящую силу. Для хозяйки выпекание праздничного хлеба являлось обрядом, поскольку считалось, что высокий и пышный кулич предвещает плодородие и здравие семьи на целый год, а жёсткий некрасивый кулич обещает лишь несчастья и болезни.
По преданию, Иисус приходил на трапезы апостолов после своего воскресения. Место в середине всегда оставляли не занятым, а в центре стола ставили хлеб. Позднее в праздник Воскресения люди стали приносить в храм хлеб и клали его на особый стол, как раньше это делали апостолы. Постепенно появилась традиция ставить кулич в своём доме, который обозначал невидимое присутствие воскресшего Господа.
Ещё одним традиционным блюдом стала творожная пасха. Интересно, что слова «творог» и «творение» произошли от одного старославянского корня. Сама пасха, или как её называли «баба», готовилась в форме пирамиды, а мы знаем, что пирамида во многих культурах связана с символом смерти, являлась местом погребения.
Великий пост
Важным предпасхальной традицией всегда являлся Великий пост. По евангельскому рассказу, Иисус после своего крещения отправился для уединения в пустыню, чтобы подготовиться к исполнению миссии, которая привела его на землю. Он ничего не ел сорок дней, молился и меж тем был искушаем дьяволом. По этой причине пост всегда связан с числом 40. Известно, что во втором веке пост длился сорок часов, за время которого христиане не принимали никакой пищи. В начале пятого века церковь предложила сорокадневный Великий пост, а в последующие столетия пост стали считать обязательным для всех христиан. За не соблюдение поста могли даже на некоторое время отлучить от церкви.
Пост подразумевает ограничение числа приёмов пищи, а также её качества. По церковному уставу во время поста запрещается употреблять пищу животного происхождения, то есть мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, молоко. С понедельника по пятницу нельзя использовать растительное масло, пища должна быть простая и дешёвая (хлеб, вода, овощи). Суббота и воскресенья не считаются постными днями, в эти дни разрешается два приёма пищи. Чистый понедельник (первый день поста) и Страстную Пятницу (предпоследний день) рекомендуют проводить вообще без пищи.
Церковь рано поняла, что не все христиане могут обходиться без пищи (кто по болезни, кто – в силу возраста), после чего в канонах церкви был установлен определённый минимум поста, который верующие обязаны соблюдать. В нём не исключается масло и рыба.
Церковный пост можно сравнить с вегетарианством и веганством, но причины отказа от пищи животного происхождения в данных случаях отличаются. Христианский пост лишь временно ограничивает приём пищи, причём пост, прежде всего, это уход от мирской суеты, время благих дел, милосердия и молитвы. Отказ от пищи помогает погрузиться в свой внутренний мир, таким образом пища перестает быть плотским удовольствием.
Точно так же и монахи отказываются от мяса. Они живут отшельниками (от греч. monos — «один, одинокий»), им не надо заботиться о семье и детях, им следует только молиться и немного трудиться для пропитания. К тому же, мясо являлось роскошной пищей богатых людей и вызывало в них необузданные страсти, которые совершенно не нужны скромным монахам. Веганство же подразумевает осознанный отказ от пищи животного происхождения по той причине, что все мы существа «живые» и не стоит убивать других ради своего пропитания. Как в случае с веганством, так и говоря о Великом посте, речь идёт не о вкусовых пристрастиях, а о человеческих взглядах.