Москва — очень разноплановый город, сочетающий в себе смешение разных стилей. Никто не станет отрицать схожесть её архитектуры с европейской. Таким образом, на одной улице вы можете столкнуться со зданиями классицизма, барокко и модерна.
Никакой планировки улиц с самого появления города не предполагалось, он разрастался по принципу «построить, да побольше». Основными объектами были боярские усадьбы.
Возводились они на окраинах и делились на частные территории по всему периметру кольца вокруг главного сооружения — Кремля (нынешнее Садовое кольцо). Кстати, усадьбы и владения сохранились и по сей день, но ближе к нашему времени их сменили частные дома деятелей, знаменитых писателей или артистов.
К сожалению, на сегодняшний день можно сосчитать такие дома по пальцам. Спрятаны они за высокими сталинскими многоэтажками и относятся к стилю раннего классицизма: улица Земляной вал, дом 27 , строение 3 (Дом В.Б.Толстого), Новинский бульвар, дом 11а, строение 1 (Дом князей Оболенских), Смоленский бульвар, дом 17 (Дом князя В.Ф. Одоевского).
Мало кто знает, что среди ничем не привлекательных хрущевских построек и современных жилых комплексов «класса люкс» на улице Малая Грузинская, дом 27 , строение 13 гордо возвышается памятник готической архитектуры «Собор Непорочного Зачатия Девы Марии», поражающий своей величественной красотой.
А на улице Бауманская, дом 23 вы можете встретить «миниатюрный замок», выполненный в классическом готическом стиле, своего рода дань памяти о Немецкой слободе.
Еще один представитель готического стиля – единственная англиканская церковь в Москве, расположенная по адресу Вознесенский переулок, дом 8/5 , строение 2. Богослужения здесь проходят исключительно на английском языке.
Самым прекрасным представителем барокко в Москве является бывшая конюшня нефтяника Леона Манташева на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца, улица Скаковая.
Фасад, если приглядеться, прячет в себе две заглавные буквы Л и М – инициалы хозяина. А что же там сейчас? Внутри здание перестроено под офис турфирмы, а сбоку ярко, особенно в ночное время мигает вывеска «Мойка 24». Недалеко от посёлка Дубровицы, что уже входит в состав Москвы, на холме расположился самый необычный представитель нетипичного московского барокко «Церковь Знамения в Дубровицах». Большое участие в строительстве принимали итальянские мастера, поэтому он немного отличается от традиционного Московского барокко, и всё же максимально приближен к нему.
Для любителей сфотографировать красивые фасады нашлось немного объектов. Так на Чистопрудном бульваре, дом 14, строение 3 величественно стоит Доходный дом церкви Троицы на Грязех.
Выполнен в стиле модерн, который был очень популярен в 1908-1909 годах. Объемные иллюстрации заполняют всю лицевую часть дома, выделяя его среди своих соседей. На небольшом Кропоткинском переулке, дом 13 ваш взгляд, несомненно, упадет на необычную огороженную постройку – особняк А.И. Дерожинской (нынешнее посольство Австралии).
Стиль модерн можно наблюдать уже на решетке ограды с хаотичными изломами прутьев. Если вы обратили на это внимание – можете смело считать себя настоящим ценителем архитектуры. Сам особняк полускрыт за многочисленными деревьями, но можно разглядеть объемный наличник, подтверждающий стилистику постройки. В соседнем Померанцеве переулке, дом 7 находится ещё один доходный дом, выполненный в стили модерн. По сравнению с частными домами, доходные дома обычно более громоздкие и, разумеется, уступали в богатстве отделки, но это здание представляет собой исключение из правил. Он насыщен арками, колоннами, балконами с узорами и выглядит очень аккуратно .
Все эти места находил я по чистой случайности, бродя по переулкам Москвы. Узнавал, искал полную информацию о каждой постройке. Этой статьей хочу сказать, что Москву нужно знать, ведь она таит в себе шедевры архитектуры разных эпох и стилей. Да, может быть они все собраны в кучу или разбросаны по всему городу, но в этом и есть особенность Москвы – её неповторимость. Сочетать несочетаемое. Любите Москву, и она ответит вам взаимностью!
Автор: Данила Соломатин