Афиша в МосквеПремьерыТеатр

«Королева» – это звучит гордо?

Феерично, громко, с размахом вошел в свой новый сезон Московский «Театр Луны». Ожидание появления загадочной «Королевы» в постановке режиссера Дарьи Поповой накалялось с каждым днем по мере приближения премьеры 12 октября. И что же увидел зритель, когда придворный шут затворил дверь за последним гостем? Но обо всём по порядку.


Так куда же мы попадаем, едва переступая порог Театра: на средневековый праздник, маскарад или подготовленное театрализованное представление? Однако, кажется, ответ найден: издалека раздается призыв глашатаев пройти на спектакль. Но перед тем, как занять свое место, гость максимально полно проникнется атмосферой Франции начала XIV века: его встретят рыцари, закружат в хороводе цирковые шуты-затейники, он отведает фирменных дворцовых яств и послушает живую инструментальную музыку. Впечатляющие картины, действительно? В самом деле, антураж постановки задан потрясающе сильно. Еще не увидев ни минуты сценического действия, зритель уже находится в правильно заданном настроении и еще более углубившемся предвкушении. Эффектно и эффективно подано начало пьесы!

 

А затем зритель, в прямом смысле слова, не сможет отвести глаз от сцены на протяжении всего просмотра. По признанию режиссера Дарьи Поповой (в арсенале которой уже имелись проекты в «Театре Луны»), она стремилась «исследовать природу женщины, получившей безграничную власть и возможность вершить судьбы людей». Сделала она это на примере королевы Маргариты Бургундской, которая на наших глазах переживает собственную личностную драму. Драму женщины, показавшей, что с ней может произойти, если насильственно и догматически ограничивать ее внешнюю свободу и внутреннюю волю.

Режиссер Дарья Попова на премьере спектакля

Королева Маргарита (Дарья Цыпляева), на первый взгляд, такая неприступная, далекая, суровая и роковая, в сущности синтезирует в себе качества, знакомые внутренне каждой женщине. Актриса играет на пределе истинно женских возможностей, показывая, как тяжело ее героине совместить в своей душе жажду к высвобождению своих тайных страстей и желаний, попытку истинно нежной и трепетной любви и материнские, поздно проснувшиеся, отчасти даже непонятные ей самой чувства. Цыпляева буквально заставляет нас проживать все сценические перипетии вместе с ней, не упрекая ее в содеянных грехах и бесчинствах, а становясь прямыми союзниками и наперсниками. И в определенный момент вполне возможно поймать себя на мысли, что мы смотрим на Маргариту не с отвращением, а с сожалением и сочувствием. Искренне понимая, насколько она несчастна.

Настолько же эмоционально и реалистично проживают свои роли два внешне противоположных, но внутренне очень похожих героя – Капитан Буридан (Михаил Бабичев) и пылкий юноша Готье д’Онэ (Артур Сопельник). Скованные единой порочной цепью – страстной любовью, тянущей в омут, – к Маргарите, они призваны раскрыть истинный характер королевы, помочь вылиться всем ее потайным качествам, отчаянно скрываемым за маской жестокости и низменных увлечений. Видя игру актеров, становится совершенно очевидно, почему жанр пьесы определен как «средневековый боевик». В воздухе витает ощущение, что актеры вместе со зрителями нить за нитью распутывают клубок хитросплетенных тайн и преступных интриг.

Трепетно и одновременно откровенно сыграна роль фаворитки Маргариты – Шарлотты (Екатерина Рокотова). Непосредственность и фанатичная преданность госпоже, перекликающиеся с тайной влюбленностью в молодого фаворита (больше подходящего по возрасту и положению ей, нежели королеве), создают практически ощутимый образ приближенных королевских фрейлин эпохи французского Средневековья. А еще сильнее украшают его смелые танцевальные вкрапления в сюжет. Это отличная режиссерская задумка: иносказательно изобразить то, что сложно выразить словами, а именно – придворные нравы того времени и острую нехватку свободы.

 

Техническое сопровождение спектакля заслуживает отдельного комментария. Профессионально и четко выверенные сцены фехтования напрямую свидетельствуют о долгой и кропотливой работе, иначе выглядели бы эпизоды боя настолько правдоподобно и устрашающе? Цвет костюмов очень гармонично сочетается с общим оформлением постановки: огненно-красным и приглушенно-металлическим. Что символизирует общий роковой пафос пьесы. К слову, декорация на протяжении действия трансформируется, и зритель попеременно оказывается то в святая святых Маргариты – Лувре, то в Нельской башне, то на шумных парижских улицах, то в полупустой душной таверне.

«Уничтожь меня завтра» – гласит подзаголовок спектакля Дарьи Поповой. Но уничтожить или принять падшую гордую душу Маргариты Бургундской? Решать только зрителю. Одну из самых громких, ярких и смелых премьер настоящего театрального сезона нельзя пропустить. А ближайший показ спектакля состоится  уже 31 октября.

Фото предоставлены Пресс-службой Театра

Инна Резепова

Вдохновляю на счастье, путешествия и насыщенную культурную жизнь :) Светский хроникер и колумнист рубрик "Театральная Москва", "Где, если не в Москве?" с 2016 года. Образование: филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button