25 сентября в пространстве музея современного искусства «Гараж» стартовала масштабная выставка работ художницы Луиз Буржуа. В экспозицию «Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки» вошло около 80 «энвайронментов», среди которых целый ряд неординарных скульптур, живописи и рисунков. Главным же звеном стал всемирно известный цикл скульптур «Клетки».
Огромное количество зеркал, битые стекла, двери, лестницы, нити и спирали, кости животных и решетки, – эти предметы с первого взгляда кажутся непонятными и вызывают странные ассоциации. Но ни один элемент в работах Луиз Буржуа не просто так: все они максимально символичны. Чтобы проникнуться теми идеями, которые несут экспонаты, понять их, необходимо сделать краткий обзор биографии художницы. Каждая скульптура уходит корнями в ее прошлое, является порождением детских воспоминаний, душевных и физических травм. Творчество Буржуа настолько интимное, что его нельзя рассматривать отдельно от ее личной жизни, его нужно читать между строк.
«Мне нужны мои воспоминания – они мои документы»
Луиз Буржуа (1911-2012) родилась во Франции. Детство и юность она провела в Антони, пригороде Парижа. Там у ее родителей была мастерская по реставрации гобеленов. Этот «документ» объясняет неоднократное появление катков нитей в ее инсталляции: «Красная комната (Ребенок)» (1994), «Опасный проход» (1997), «Женщина в ожидании» (2003). Сильнейшим потрясением для Луиз были супружеские измены ее деспотичного по характеру отца с гувернанткой, жившей в их доме, а затем – смерть родной матери (1932), с которой девушка была очень близка. Стоит сказать, что она ненавидела своего отца, и спустя 40 лет эта тема тоже обязательно найдет свое отражение в ее творчестве: «Разрушение отца» (1974). Тяжелые эмоциональные раны привели Луиз к попытке самоубийства, которая впоследствии вылилась в попытку приобщения к искусству. Изначально она стала заниматься графикой и живописью. Как художница Буржуа сформировалась в Нью-Йорке, куда, выйдя в 1939 году замуж за американского историка искусства Роберта Голдуотера, переехала навсегда. Под влиянием сюрреализма, которого не могло избежать поколение XX века, она обратилась к скульптуре. Из этого направления Луиз унаследовала интерес к психоанализу, физиологическим фигурам, к теме подсознательного. Кроме того, скульптура позволяла создать более убедительное ощущение сверх реальности, фантастического. Первый цикл скульптур – «Персоны» – был выставлен в 1949 году в Нью-Йорке.
После смерти отца в 1951 году в творчестве Луиз Буржуа начался новый этап. Она страдала от тяжелой депрессии и агорафобии (боязни открытого пространства) и поэтому стала проходить курс психотерапии. 1980-ый год ознаменовался для художницы покупкой собственной студии в Бруклине, а 82-ой – первой ретроспективой в Музее современного искусства опять же в Нью-Йорке. Кстати говоря, Луиз была первой женщиной, удостоившейся ретроспективы в МоМа (The Museum of Modern Art). Последние 20 лет жизни – самые продуктивные в ее творчестве. Именно этому периоду посвящена выставка «Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки». В это время созданы очень сильные произведения: знаменитая «паучья» серия, самая крупная скульптура которой – «Maman» (1999) – находится сегодня перед входом в музей «Гараж», и цикл «Клетки».
Само слово клетка (cell) в творчестве Буржуа рассматривается во всей его многозначности: то это клетка как биологическая единица строения живых организмов , то клетка как сооружение, состоящее из прутьев, а порой и то, и другое вместе в одной композиции («Внутри и снаружи», 1995).
На двух этажах «Гаража» представлено всего 26 скульптур из цикла, включающего в себя 60 экспонатов. По замыслу художницы «Клетки» должны были быть интерактивны, то есть, посетитель мог бы «свободно по нему перемещаться», как говорила сама Луиз Буржуа, и даже участвовать. Так, например, в инсталляции «Обвиняемый номер два» (1998) зритель должен сесть на стул, оказавшись лицом к лицу со своим отображением в зеркале и став «обвиняемым». Но по непонятным причинам проход внутрь инсталляций перекрыт, что немного затрудняет просмотр мелких деталей и надписей и заставляет любопытных посетителей всячески ухитряться.
В творчестве Луиз Буржуа присутствуют черты различных направлений искусства XX века: кубизма, футуризма, сюрреализма, конструктивизма и абстракционизма. Ее работы выполнены из ткани, дерева, стекла, гипса, а также из материалов классической скульптуры: мрамора и бронзы. Буржуа использует предметы быта: двери, стулья, мясорубки, вешалки, флаконы духов, – в сочетании с различными загадочными объектами, стеклянными сферами, частями человеческого тела. Именно это и делает ее новаторское искусство узнаваемым.
Выставка «Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки» рассчитана на эмоциональное сопереживание, сопричастность зрителя. В эпатажных и откровенных энвайронментах Луиз Буржуа чувствуется тревога, страх, боль, гнев, поэтому детям и слабонервным лучше не смотреть!
- Выставка продлится до 6 февраля 2016 года. Возрастное ограничение 6+
- Стоимость: 400 рублей, студентам – 200 рублей
- Время работы: с 11:00 до 23:00
Программа лекций и кинопоказов, посвященных Луиз Буржуа, на сайте музея «Гараж» : http://garagemca.org/ru/event/791
Автор: Анна Шутова