ИнтервьюСюжеты

Интервью с машинистом московского метрополитена Виктором Торковалиным

"Уважаемые пассажиры, соблюдайте правила метрополитена и не уподобляйтесь рогатому стаду"

Каждое утро, день и вечер нескончаемые людские потоки спускаются в подземелье столичного метрополитена и снуют вправо, влево, пересекают кольцевые, радиальные, мчатся по эскалаторам, заходят на одной станции, -выходят на другой, иногда выпрыгивают, иногда запихиваются, пробиваются сквозь тучные массы людей.

Метро уже давно стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, со своими правилами, этикетом и опасностями. У каждого пассажира свое метро, но какое оно у людей, работающих в нем? Типичная Москва поговорила с машинистом метрополитена Виктором Торковалиным, и задала ему самые волнующие нас вопросы.


Как долго Вы работаете машинистом, Вам нравится?

В должности машиниста работаю относительно недавно –  4 месяца, до этого работал помощником машиниста. Много всего пришлось узнавать, учить и запоминать, чтобы потом с полной уверенностью сдать на должность. А знать приходится действительно много: начиная от ПТЭ и постоянно действующих местных инструктажей, заканчивая «аварийными играми». Так что, просто прийти и сказать: «Хочу быть машинистом» — не достаточно, надо много знать и уметь. Работа моя мне нравится, правда, иногда, очень сильно устаешь от серости туннеля и одиночества в кабине. Поэтому, открытые участки стараюсь проезжать как можно медленней. Нагонишь минутку, а потом катишься… Хоть глаза отдохнуть от однообразия. Да и просто приятно находится на свежем воздухе.

А что такое «аварийные игры»?

«Аварийные игры» в народе – «аварийки» — специальные мероприятия для обучения машиниста выходам из возможных случаев неисправности на составе. В депо дается состав и машинист-инструктор создает неисправность, а машинист в течение 5 минут должен не только выйти из чрезвычайной ситуации, но и определить с какой скоростью, с пассажирами или без он может следовать.

Как Вы оцениваете специфику своей работы: человек-техника или человек-человек?
Ведь Вам в какой-то степени приходится работать с людьми?

Тут однозначного ответа я дать не могу. Потому как в метро все зависит и от техники и от людей. И если с техникой еще можно совладать, то с людьми очень и очень сложно. Непредсказуемость человеческого фактора треплет больше всего нервов, и злит машиниста. Когда выходит из строя техника, то машинист к этому готов. А вот как поведет себя пассажир, абсолютно не предугадать, и самое противоречивое, что порой от действий человека напрямую зависит состояние техники. Так как любое «придержал двери, чтобы зайти» или «не снял рюкзак, а его зажало, поэтому пришлось переиграть дверьми» — ведет к отклонению от графика, следовательно это нагон и, можно так выразиться, насилование техники. Так что однозначного ответа на этот вопрос у меня нет.

Расскажите несколько абсурдных  и смешных ситуаций, произошедших в процессе Вашей работы?

Историй достаточно много, мы потом их все обсуждаем, рассказываем друг другу, вот так рождаются анекдоты.
Вот например, однажды к одному машинисту поставили наезжающего (помощник машиниста, который сдает на должность). На второй день машинист решил пошутить. Говорит наезжающему: «У нас тут вышел новый инструктаж, по правилам которого, когда ты выходишь из кабины и отправляешь поезд, то должен стоять и махать рукой». Ну и высадил его на станции, а сам по громкой связи объявляет пассажирам: «Уважаемые пассажиры! Вы попали в экспериментальный поезд, который будет ехать без машиниста. Осторожно, двери закрываются!». Закрывает двери, поезд трогается и на платформе стоит этот наезжающий и машет рукой в знак прощания. Глаза у пассажиров были огромные. А машинист сказал, что ему чуть дверь в кабину не сломали.

Как-то раз со мной приключилась такая вот ситуация — и смешно и грустно. Станция Мякинино, платформа справа. Нажимаю кнопку «Открытие дверей», а двери не открываются во всем составе. И вот тут начинается «веселье». Вспоминаешь все «аварийки», которые ты играл. Ведь на выход из случая есть всего 5 минут. Потом, диспетчер может назначить вспомогательный поезд. Ну вот, двери у меня не открылись. Быстро пробую несколько вариантов и вот долгожданное открытие дверей. Правда, пришлось высадить пассажиров, т.к. состав неисправен. Адреналину хватает сполна.

Вы попадали в какие-нибудь страшные ситуации в метро?

В страшные ситуации я, к счастью, не попадал. Но никто не застрахован от этого, бывает разное, например один парень, который со мной учился на машиниста, через две недели, заступив на должность при въезде на станцию зеркалом зацепил голову человека. Труп. Машинисту заполнять кучу бумаг, 2 дня отдыха и обязательное посещение психиатра. А ведь правила в метро существуют не просто так.

Правила в метро существуют не просто так

Недавно в кинотеатрах страны шел в прокате фильм «Метро», Вы его смотрели, если да, то скажите все ли там реалистично ( за исключением самой ситуации с затоплением, мы знаем что это выдумка). Просто передайте свои ощущения и понравился ли Вам фильм?

Фильм «Метро» я посмотрел и очень сильно пожалел об этом. Мне стало обидно за то, какими показывают работников метрополитена. Я понимаю, что это всего лишь фильм, но многие по нему стали судить и о нас.

Во-первых, машинист никогда не разбрасывает мусор в кабине – это его рабочее место, а за несоблюдение чистоты на рабочем месте есть наказание, плюс, самому не приятно ездить в свинарнике.

Во-вторых, у машиниста и диспетчера разговор очень короткий и по существу. Иначе, накажут и того и другого. Никаких там разговорчиков, типа, «шашлычок под коньячок» нет.

В-третьих, никаких полетов, ломающихся поручней, летящих сидений при экстренном торможении нет и не будет. Максимум, что почувствует пассажир, так это легкий толчок и все. Видимо, там это сделано для усиления эффекта. Так же при экстренном торможении поезд с рельс не сойдет. Это бред. Тот же бред и с тем, как убило людей током. При таком крушении поезд в любом случаем сбил бы контактный рельс. С него снимается высокое напряжение и автоматически подается через 7 секунд. Так как контактный рельс сломан, высокое напряжение снимается снова и больше не подается. Так что к тому моменту, когда люди стали выходить из поезда – высокого напряжения не было бы.

В-четвертых, эти глупые действия машиниста поезда, который ехал следом. Машинист в любой ситуации должен сохранять спокойствие, чтобы предотвратить панику среди пассажиров, а не разводить её еще больше.

В-пятых, когда поезд проходит токораздел, он не встает на экстренном торможении, как показано в фильме, а спокойно продолжает ехать.

Так еще много что можно перечислить, но суть в том, что это просто красивая сказка, чтобы заработать деньги и произвести впечатление спецэффектами. Разные головные вагоны на составе – это я еще смог стерпеть. Но озвученные цифры по затоплению всего метро – вызвали у меня дикий смех. Более того, как ЗАЩИЩЕННЫЙ ВОЕННЫЙ БУНКЕР может иметь выход вентиляции на ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ? И далее связанные с этим бункером вопросы, которые лучше оставить на совести режиссера. Помощников, которые ходили на фильм в кинотеатр, выгнали из зала за их дикий хохот. Так что делаем выводы.

Есть ли у вас свободное время на работе для халявы, или это постоянное напряжение?

Свободное время есть. Это и получасовые подмены, когда машинист может поесть и отдохнуть на линейном пункте. Это и отстой в ПТО (Пункт Технического Осмотра), где он после выполнения должностных обязанностей, может отдохнуть и поесть. Ну и смена резерв. Когда сидишь на линейном пункте и ждешь, когда все заступят. Если кто-то не заступил – едешь ты, если все нормально – сиди и отдыхай. График работы у нас скользящий. Как взбредет в голову нашим нарядчикам, так и будем работать. Примерно: ночь, с ночи, ранняя (7 утра), ранняя (7 утра), ранняя (8:02 утра), а далее будем ждать, что они еще поставят.

Существует ли идеальный день на Вашей работе?

Идеальные дни были в новогодние праздники: интервал в движении 2 мин. 30 сек., народу мало, едешь себе спокойно. Ни пиков, ни бешеных гонок, ничего. Правда и это надоедает быстро. Начинаешь скучать по пиковому времени, когда висишь «на хвосте» у впереди идущего… Так что, если честно, идеального дня нет. Есть хороший день и плохой. А каким он должен быть, этот идеальный день? Я не знаю. Возможно, кто то бы и дал ответ, но меня и обычные дни устраивают. Возможно позже я скажу как себе представляю такой день, но не сейчас…

Что бы вы хотели посоветовать/пожелать пассажирам метро?

Пассажиры, соблюдайте правила метрополитена. Позволяйте спокойно выйти людям из вагона, ведь чем быстрее они выйдут, тем быстрее начнете входить Вы.
Не уподобляйтесь рогатому стаду. Не держите двери, снимайте рюкзаки, когда заходите в вагон. Мало того, что вам могут просто прижать его дверьми, так и просто в толпе расстегнуть и вытащить из него что-то ценное – плевое дело. И Вы ничего не почувствуете. Родителям хочу посоветовать, чтобы держали своих детишек за руки и не подпускали к подъезжающему/отъезжающему поезду. Не суйте руки/ноги/сумки в закрывающиеся двери. Хоть и есть датчики, но как показывает жизнь, они могут и не сработать, особенно в толпе. Ручка в «Ход» и всё… Приехали. Виноват будет, как всегда, машинист. Давайте будем взаимовежливы.

Фото: Виктор Торковалин

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button