Ты понимаешь, что живёшь в самом большом городе страны, когда видишь на улицах столько людей. Воскресенье. Последний выходной перед очередным хмурым осенним понедельником. Наверное, следовало ожидать, что в последний выходной перед очередным осенним понедельником на Арбат выйдет добрая часть населения Москвы вместе с её гостями. Сегодня я оказался в их числе, однако с определенной целью.
Глаза я никому этим не открою: в Москве действительно много уличных музыкантов. Сказать по правде, подобных персонажей можно целый мешок набрать во всех мировых столицах, но московские артисты чем-то отличаются от своих зарубежных коллег. Конечно же, речь идёт не о «дворовых Блекморах», которые бацать научились два аккорда и пошли покорять столицу «Группой крови». Мы говорим о настоящих музыкантах, которые начинают (а порой и заканчивают) свой творческий путь на московских улицах.
Уже начинает темнеть, но людей от этого меньше не становится. Мимо пестрых вывесок магазинов и кафе снуют подростки, молодые пары с детьми, на лавочках, ловя на себе блёклый свет фонарей, отдыхают дедушки и бабушки, а рядом примостились те, кому в одной известной сети ресторанов быстрого питания не досталось места. Вслушиваясь в топот сотен (а то и тысяч) ног, я иду по Старому Арбату, боясь упустить самое главное, ради чего и пришёл сюда.
Ветер стал крепчать, и мне пришлось закутаться в пальто чуть ли не с головой. Мои поиски до сих пор оставались безуспешными, и я начал было сомневаться в своей затее. И тут до моего слуха донеслась раскатистая трель классической гитары. Я увидел сгорбленного бородатого мужчину в бардовой шапке, терзающего струны своей «классики» в духе фламенко. Рядом с ним стоит маленькая тележка с комбоусилителем, который позволяет его обладателю одарить звучанием своего инструмента проходящих мимо людей.
Я застал музыканта в момент игры «Entre dos aguas» знаменитого Пако де Лусии и был по-настоящему заворожён тем, насколько мастерски у него выходит буквально каждый такт. Скажу честно, включите мне рядом оригинал, я бы не сразу догадался о том, кто есть кто.Как только уличный маэстро закончил играть, я решил завести с ним разговор.
Он слегка смутился при первом вопросе, но желаемое я всё-таки получил.
Вениамин меня зовут. Сижу я тут уже, наверное, часа три или четыре. Замерзать начинаю потихонечку. А что такое?
Когда я сказал Вениамину о том, что я собираюсь написать о нём статью, он смутился ещё больше и почти вжался в собственный инструмент. Удивительно, насколько публичный человек может оказаться застенчивым. Впрочем, когда я поинтересовался у него о том, почему он играет именно здесь, всё перевернулось с ног на голову.
А что, разве тут плохо (смеётся)? На самом деле, конечно, ещё в детстве я хотел быть на сцене. Закончил музыкальную школу играл в студенческие годы. Сейчас мне 35 лет, но я своего так и не достиг.Почему же? Ведь ты действительно круто играешь!
А дело тут не в крутости. Жанр у меня такой (наигрывает что-то на гитаре) – необычный. У нас на такое не ходят.А ты не пробовал создать группу, попробовать пробиться на большую сцену?
Пробовал. Давно дело было. Мы тогда с ребятами гитарное трио создали. Знаешь, сколько людей на наш концерт пришло? Пять (улыбается). Я думаю, что если бы мы продолжили, то более этого мы бы всё равно не собрали.Ну да ладно, не будем о грустном. Расскажи, чем ты занимаешься в обычной жизни?
Это и есть моя обычная жизнь (показывает на гитару). В миру же я живу на окраине Москвы, учитель по образованию. Занимаюсь репетиторством по русскому языку, хотя, честно сказать, в гробу я всё это видел. Но как-то на жизнь зарабатывать надо.А как же игра на гитаре? Сколько ты в среднем за день зарабатываешь тут?
Этим-то? (показывает на кейс от инструмента) Это уже как повезёт. Бывает, что за несколько часов рублей семьсот набежит, а иногда и на дорогу домой не набирается. Кроме того, зимой так вот особо не посидишь – это сейчас ещё терпимо. Да и в будние дни тут не так много людей ходит. Я здесь только по выходным бываю, да и то, когда время есть.Скажи, а тебе когда-нибудь предлагали прохожие выступить на корпоративе или на днях рождениях?
Может быть, раза два мне какие-то ребята предлагали у них поиграть. Я отказывался. Никогда не понимал тех, кто выступает на частных вечеринках, где музыкант только для фона присутствует. Нет, я не для того играть учился.Как твоя семья относится к твоему увлечению?
А у меня нет семьи, так что я захотел – пошёл играть, не захотел – не пошёл. Вот такая вот свобода выбора (смеётся). Сегодня вот захотел – и, видишь, тебя встретил. Теперь-то точно звездой стану (на сей раз заливается звонким хохотом).На этом мы с Вениамином попрощались, и каждый из нас пошёл по своим делам. Не знаю, что творилось у него в голове в этот момент, но за себя могу сказать точно: домой я шёл с чёткой мыслью о том, что на улицах Москвы всё-таки очень много тех, кто заслуживает к своей персоне чуть больше внимания, чем они имеют на данный момент.