В сентябре этого года по всей России стартовал социально-культурный проект “Пушкинская карта”, позволяющий молодым людям — от 14 до 22 лет — посещать мероприятия в сфере культуры за выделенные государством средства.
Прошло ровно 3 месяца с запуска программы: за это время редкий представитель молодежи не услышал и не получил карту в виртуальном или пластиковом формате. По данным на 19 ноября, “Пушкинскую” оформили более трех миллионов человек — об этом сообщала замминистра культуры Ольга Ярилова.
Однако оформить — не значит пользоваться. Хотя ажиотаж, вызванный покупкой билетов на концерты популярных артистов в сентябре, схлынул, многие все еще продолжают сталкиваться с техническими ошибками и отказами в проведении оплаты.
Технические шоколадки
“Сегодня целый день не могу купить билеты в театр по Пушкинской карте. Один театр пишет “возможно, спектакль не участвует в этой программе” (хотя возле него указано, что участвует), другой театр — что “операция отклонена, обратитесь в банк, выпустивший карту”, — рассказывает девушка Венера на странице сообщества “Пушкинской карты” Вконтакте.
По ее словам, каждый раз происходит ошибка оплаты, которая появляется не только на сайте конкретного театра, но и на сайтах других учреждений культуры, а также на порталах билетных операторов — Яндекс.Афиша, Ticketland.
Но как выяснилось, приложение “Госуслуги.Культура”, где находится сама карта, остается рабочим вариантом: попытка Венеры приобрести билет именно через него увенчалась успехом.
Вся наша жизнь — джаз
Соня и Андрей — брат и сестра, им 17 и 16 лет, и они — в Концертном зале имени Чайковского. 27 ноября здесь проходит IX Международный фестиваль “Будущее джаза”, собравший на одной сцене молодых музыкантов со всей страны. Вместе с Московским джазовым оркестром под руководством Игоря Бутмана музыканты исполняют классику мирового джаза и собственные композиции.
“Мы впервые пришли по Пушкинской карте. Все было удобно, и вообще хорошо, что такая возможность есть. У нас хорошие места, близко к сцене. Билеты купили чуть меньше чем за три тысячи”,
— говорит Соня в перерыве между отделениями. Музыкальные мероприятия — именно то, что интересно ребятам, но в список мест, доступных по “Пушкинской карте”, они бы точно добавили кинотеатры.
Зал в этот день заполнен лишь наполовину, и причина не в популярности фестиваля — на сайте почти все билеты были раскуплены. Вероятно, свою роль сыграл жесткий контроль на входе: помимо купленных билетов, нужно было обязательно предъявить QR-код вакцинации и подтвердить свою личность паспортом. А если билет куплен по «Пушкинской карте», посетителям нужно показать ее (либо в пластиковом виде, либо через приложение).
«Бывает такая проблема, что зритель не может зайти на Госуслуги», — рассказывают контролеры, проверяющие билеты на входе в Концертный зал. «Нужно подтвердить, что это карта именно этого человека, но интернет здесь не ловит и приложение не загружается». В остальном карта молодым людям нравится, они даже сами ей пользуются.
Маловато будет
«Денег маловато», — признаются Максим и Камилла, еще одни зрители на фестивале джаза. Они потратили весь номинал своих карт — 3000 рублей — на один поход в Концертный зал. Максим не понимает, почему по карте нельзя сходить в кино: «Слышал новость, что хотят добавить отечественные фильмы [для посещения], но почему? Я вот хочу на “Французский вестник” сходить, допустим. Чем не познавательно-развлекательное кино? С точки зрения режиссуры и операторской работы…» При этом Максиму нравится джаз, и он уже не первый раз на подобном концерте.
Звучит третий звонок, и все направляются к своим местам. В первом отделении играли только музыканты-студенты: Даниэль Адиянц аккомпанировал на фортепиано, саксофоны — неизменные джазовые инструменты — пели в умелых руках Ильи Леднева и Андрея Баталеева, вокалистка Лиана Зайнуллина исполнила на татарском песню “Для тебя” вместе с гитаристом Родионом Грищенко, а барабанщик Омар Саидов поддерживал ритм во время импровизации. Второе же отделение вел сам Игорь Бутман — причем не только как конферансье, между номерами рассказывающий короткие истории из мира джаза, но и как дирижер, и как наставник (периодически можно было заметить знаки, которые он давал ученикам), и конечно, как главный саксофонист на сцене. А вместе с молодыми музыкантами выступал опытный ансамбль.
7 экспозиций на 7 этажах
В Мультимедиа Арт Музее Москвы до 5 декабря можно успеть на семь выставок современных художников и фотографов. Льготный студенческий билет стоит 250 рублей, а по “Пушкинской карте” посмотреть на фотоработы Александра Родченко, видео-арт Сергея Шутова и другие мультимедийные инсталляции получится бесплатно.
В одном из залов Миша и Катя, студенты ВШЭ, рассматривают и увлеченно обсуждают каждую картину. Они уже не впервые здесь: в полюбившемся музее им нравится современный материал экспозиций, который отличается от классики Пушкинского музея. Использование «Пушкинской карты» было для ребят первым опытом, и довольно положительным — взяли билеты легко и быстро.
Может, все-таки в кино?
Среди недочетов карты Катя отмечает ее ограниченность: «Гараж [Музей современного искусства “Гараж”], например, не входит в список карты. Позиционируют так, что во многие места можно попасть, а на деле бывает, что ты хочешь куда-то сходить, а оказывается, что не действует эта акция”. Ребята говорят, что было бы классно сходить по «Пушкинской карте» на кинопоказы отечественной классики, и они уже не первые, кто упоминает фильмы в этом контексте.
В Министерстве культуры недавно поддержали предложение расширить возможности “Пушкинской карты” и включить кинотеатры в перечень доступных по ней мест. Уже с февраля 2022 года по карте можно будет смотреть картины российских кинопроизводителей. Среди других планов на год — увеличение номинала карты до 5000 рублей (однако он не суммируется со средствами этого года, “остатки” на карте сгорают 1 января).
Как там в МАММ
В МАММ семь этажей, на каждом из них — по выставке. Посетители (в основном молодые люди) рассматривают советские снимки, раскрашенные вручную фотографом Александром Родченко, пробуют измерить силу искусства с помощью инсталляций-тренажеров, придуманных арт-дуэтом “ЕлиКука”. Фотографируются у картин с сюрреалистичными персонажами-масками одного из лидеров советского нонконформизма Олега Целкова и смотрят психоделические видеоработы Сергея Шутова.
А что в регионах
Если в Москве большой выбор культурных площадок, в других регионах не все так радужно. По замыслу, “Пушкинская карта” должна работать во всех 85 субъектах РФ. “Более двух тысяч учреждений культуры подключились к проекту по всей стране», — приводит слова замминистра культуры Ольги Яриловой Российская газета.
Лера живет в подмосковном городе Ступино. Из всех мероприятий, которые проводятся там, по “Пушкинской карте” можно сходить только в Ступинскую филармонию и Дворец культуры. Хотя в городе есть Историко-краеведческий музей, галерея “Ника”, проходят спектакли и ледовые шоу, действие карты на эти мероприятия не распространяется.
Девушка также отмечает, что для похода на некоторые спектакли в Москве номинала “Пушкинской карты” хватает только на последние ряды — и даже эти билеты разлетаются очень быстро.
Кажется, “Пушкинская карта” стала популярным продуктом у российской молодежи. Технические недочеты исправляются, выбор постоянно расширяется — система работает. Остается только дождаться, когда нововведение достигнет каждого уголка нашей страны. И пусть никого не смущает величина суммы на карте в стиле “мелочь, а приятно” — все-таки это программа социальной поддержки, а не соцобеспечения.