В ММСИ прошло открытие выставки Паши 183
Еще несколько лет назад сложно было представить, что выставкав государственном музее работ уличного художника Павла Пухова (1983-2013), работавшего под псевдонимами Паша 183, P183 и прозванного британскими журналистами «Русским Бэнкси», вообще возможна. Однако на дворе весна 2014 года, и вот в Московском музее современного искусства (ММСИ)5 мартапрошло открытие экспозиции лучших работ признанного российского уличного художника.
Существует мнение, что понятие современное искусство синонимично слову деградация, ибо во главу угла здесь ставится не художественная ценность произведения, а новаторство идеи, которое зачастую подвергается сомнению. Такая претенциозность вызывает раздражение не только у высококвалифицированных искусствоведов, но и у простых обывателей, интересующихся культурой. Однако даже сегодня, когда, казалось бы, все интересные идеи уже воплощены, а новые художественные средства придумать невозможно, находятся люди, способные сделать что-то такое (и сделать хорошо), что спустя много лет станет отражением современной нам эпохи. Таким человеком, несомненно, являлся Паша 183, представитель жанра стрит-арт, российский художник, в работах которого вы не увидите и тени дилетантизма.
Его нельзя назвать типичным представителем стрит-арта. Взять хотя бы его музыкальные предпочтения: большинство уличных художников предпочитают рэп и хип-хоп в то время, как Паша 183 черпал вдохновение в рок-музыке. Как рассказали нам его друзья, он всегда стоял немного особняком по отношению ко всему движению уличного искусства. Сыграло ли это свою роль в становлении его как художника? Возможно.
За час до открытия в ММСИ был проведен пресс-показ, на котором нам удалось задать несколько вопросов куратору и одному из организаторов выставки Полине Борисовой.
Известно, что уличное искусство конфликтно и не идет ни на какие компромиссы. Тем более странно, что в государственном музее организуется выставка уличного искусства.
Полина: Это не выставка уличного искусства, это выставка художника Паша 183. И ключевое слово здесь – художник. И профессиональные искусствоведы оценили здесь именно художественную составляющую его работ, потому что весь представленный материал очень разнообразен и интересен, в нем есть идея, посыл.
Это не в узких рамках выставка стрит-арта –он здесь является скорее одной из составляющих. Сейчас стрит-арт очень моден, и думаю, что впредь такие выставки будут организовываться все чаще.
Что стало поводом для организации выставки, и кому принадлежала эта идея?
П.: К сожалению, поводом стала Пашина гибель.
Если честно, у нас с Кириллом (прим. ред.: Кирилл Лебедев, художник, участник и организатор проектов, пропагандирующих уличное искусство, в 2013 году вошел в ТОП-20 самых влиятельных художников в Российском искусстве, куратор выставки Паши 183) вообще никогда не было никаких сомнений, что у Паши будет выставка в музее. Он, действительно, художник, и очень обидно, что он погиб, будучи на взлете, потому что в последний год он делал очень сильные вещи.
Я, конечно, понимаю, что некоторые его работы наивны, однако ретроспективно мы решили показать все.
Как проходила подготовка и организация?
П.: У нас даже не было сомнения, делать выставку или нет. Я прилетела, в аэропорту меня встретил Кирилл, и мы стали обсуждать, где это лучше организовать. Московский музей современного искусства – это единственная площадка, которая подошла нам и финансово, и по всем другим аспектам. Потому что арт-кластеры мы не рассматривали – это вообще не тот уровень.
Откровенно говоря, мы не рассчитывали, что руководители музея так быстро согласятся. В конце ноября мы им предложили, и буквально через две недели нам сказали, что 5 марта у нас открытие. Поэтому пока все немного скомкано: одно дело, когда нужно выставить холсты и картины, которые можно повесить в рамочке, и совсем другое – делать реконструкции, тем более если художника нет. У нас было много технических трудностей, и, к сожалению, из-за цейтнотаиз задуманного получилось не все.
Выставка будет проходить до 25 мая. Есть ли еще какие-нибудь идеи по ее модернизации?
П.: Во-первых, мы планируем выпустить книгу, посвященную творчеству Паши – это будет осуществлено в ближайшее время. Затем в рамках Ночи музеев мы планируем провести музейную ночь, посвященную стрит-арту.
Что же касается модернизации, то, может, нам удастся достать настоящую остановку и сделать подобную инсталляцию.
Насколько я поняла, стрит-арту претит принцип «искусство ради искусства». Напротив, в его основе лежит бунт, конфликт, а все работы выражают какую-либо проблематику. Это же и относится к творчеству Паши 183. В чем был источник его бунта?
П.: Паша, как человек очень восприимчивый и чувствительный, видел очень много несправедливости. Это, конечно, видят все, но далеко не у всех хватает силы духа и какого-то внутреннего позыва выйти на улицу и что-то сделать. Я это чувствую по себе. Паша рисовал, пытался показать какие-то вещи, выразить свое отношение к ним: «я считаю, что это неправильно и что должно быть иначе». Он вдохновлялся окружающим его миром, вдохновлялся городом.
Есть в его работах какая-то политизированность?
П.: Он как-то сказал: я не политический художник, я не занимаюсь политикой, я занимаюсь искусством. Политик, в общем и целом, занимается изменением строя, художник, в свою очередь, занимается отражением своего внутреннего мира и того, что он видит вокруг – и в этом принципиальное отличие художника от политика. А изображение каких-либо проблем – это просто его восприятие. Вот, к примеру, Карлсон, увидев «Новости», решил покончить с собой, оторвав пропеллер, и выпрыгнул в окно. Тут все понятно.