В российский прокат 1 июня вышла драма режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь», которая завоевала приз жюри на 70-м Канском кинофестивале. Это пятая картина режиссера, представленная в рамках этого крупного кинособытия и третья, сделанная в сотрудничестве с продюсером Александром Роднянским. Еще до старта съемочного периода фильм установил рекорд по продаже международных прав на прокат на зарубежных территориях. Проект- результат совместного труда России, Франции, Бельгии и Германии.
Сюжеты фильмов Звягинцева- это обычные семейные проблемы, суть которых выводится на философский уровень. В центре картины «Нелюбовь»- семейная пара, которая находится на финальной стадии завершения бракоразводного процесса. Квартира выставлена на продажу, у каждого на стороне уже готов «плацдарм». Только, похоже, что ни на одном из них нет места для их сына- двенадцатилетнего Алеши. За перепалками, бранью и поливанием друг-друга грязью ни Женя, ни Борис не замечают, что для мальчика их разрыв становится настоящей трагедией. Алеша видит, что с каждым криком, каждым обидным словом, каждой ссорой родители отдаляются от него. После очередного конфликта он неожиданно исчезает.
Одна история- десятки линий и подтекстов. Режиссер, как он рассказал сам, основную линию видит в том, что убегая от привычных и опостывших обстоятельств люди уверены, что их жизнь изменится. Это не так. Изменится может только сам человек. Только так он сможет что-то поменять в своем мире.
Но эта линия прослеживается не сразу. На первом плане в этот раз драма, повторяющаяся снова и снова: из-за ошибок взрослых страдают ни в чем неповинные дети. «Чуть что- сразу в слезы»,- говорит Женя о сыне. А как иначе может вести себя нормальный подросток, если крики, брань и равнодушие- норма для родителей? Если родители не понимают, что даже в двенадцать лет ребенок в состоянии понять, что мама не любит папу, а папа-маму. И никогда не любили. По сути, единственный, кто действительно переживает из-за развода- это и есть Алеша. Тем больнее воспринимается история, ведь мальчик- не подросток-пофигист, а искренне любящий своих родителей ребенок.
Пропажа Алеши- это заноза в их новых и, как им кажется, счастливых отношениях на стороне. Запятая, которая никак не хочет превратиться в точку. До последнего момента трудно сказать, кто именно- Женя или Борис- ищет сына, чтобы со спокойной душой перейти в новую жизнь, а кто ищет для того, чтобы просто найти.
«Звягинцев- художник абсолютно бескомпромиссный- делая картину на современном материале, он стремился к абсолютной правде и убедительности происходящего» — говорит о режиссере продюсер Александр Роднянский. В этом фильме Звягинцев создавал «реализм» не только за счет блистательно подобранной натуры, но и множества мельчайших зарисовок из жизни современного человека. Стоит так же отметить, что впервые режиссер, который является и соавтором сценария, использовал искроментные юмористические сцены, которые заслужили бурные овации в зале. Отдельно хочется сказать об операторе Михаиле Кричмане, который за счет большого количества качественных стационарных планов сумел создать ощущение длительной паузы, тупика, из которого герои никак не могут выбраться.
Андрей Звягинцев- режиссер, который умеет видеть искусство в правде. Режиссер, который преследует лишь одну цель- научить нас называть вещи своими именами. Режиссер, который каждым своим фильмом заставляет посмотреть под другим углом на свою жизнь. Картина «Нелюбовь» даже спустя большое количество времени после просмотра не отпускает от себя, задевает за живое. Картина, в который каждый увидит ту проблему, которая «болит» внутри него самого и поймет, что равнодушие- это сила, которая разрушает сильнее любого оружия.