АрхитектураИнфраструктура

Новая жизнь старых кинотеатров

«Театр – тут я согласен – скоро отомрет. Но книги, кино!» — «А вот вы вспомните мои слова через двадцать лет!»

Как часто цитаты из кинофильмов бывают пророческими. Круглов, замначальника главка из фильма «Москва слезам не верит», оказался прав – в будущем киноиндустрия действительно претерпела крах, как, впрочем, и все в стране в 90-е.


И если кино, как творчество еще могло существовать, то кинотеатрам пришлось туго.

Прав был и молодой человек, парирующий Круглову, когда настаивал, что его время – конец 50-х – является временем, когда кино переживало небывалый взлет.

В 1957 году в стране, а в Москве особенно, стали появляться типовые гиганты, в которых помимо одного-двух кинозалов размещались кафе, танцпол, выставочный зал, детские студии.

Свой кинотеатр был в каждом районе и часто становился местом знаковым. Кино в СССР было чрезвычайно популярным досугом. К походу в кинотеатр готовились, а перед какой-нибудь особо яркой премьерой топтались у дверей, выспрашивая лишний билетик. Вспомните фильм «Три тополя на Плющихе» — куда герой Олега Ефремова приглашает свою новую знакомую? Конечно, в кино. Причем билет ему удается купить не сразу – пришлось наврать, что в машине его ждут «чешские товарищи».

Вот что пишет об этом явлении Александр Васькин, историк, москвовед, журналист, бытописатель столицы:

«В 1980 году был установлен даже новый праздник — День кино, отмечавшийся 27 августа, — однако в Москве таким праздником мог быть каждый день недели. Столица была лидером и по числу кинотеатров на душу населения, и по количеству зрителей. Если в 1913 году в Москве было 67 кинотеатров, то в 1979-м их насчитывалось более 120, рассчитанных на 100 тысяч зрителей, из них 15 детских и 28 широкоформатных. На ВДНХ работала «Круговая кинопанорама», в «Кинотеатре повторного фильма» демонстрировали старые фильмы, в «Иллюзионе» — советскую черно-белую классику из запасов Госфильмофонда и иностранные ленты для эстетов.

А какими были названия московских кинотеатров! В 7:30 утра в будни, после новостей и перед «Пионерской зорькой», когда первая программа Всесоюзного радио переключалась на местное московское вещание, диктор немного оттаявшим голосом перечислял, что и где показывают. Звучавшее походило на поэму: «Очаков», «Ангара», «Арктика», «Бирюсинка», «Байконур», «Енисей», «Перекоп», «Родина», «Россия», «Саяны» и т. д. По этим названиям советские школьники могли учить историю и географию»

В 1968 году на одного зрителя приходилось 22 просмотра в год! Позже, когда телевидение стало цветным, посещаемость кинотеатров снизилась до 16, но в кино по-прежнему ходили с удовольствием.

А потом случились 1990-е  их видеосалонами, «видиками» и пиратскими копиями на видеокассетах. Это был совсем другой досуг, с совсем другим кино, в совсем другой стране. И если крупные кинозалы в центре города кряхтя, но держались, то в спальных районах кинотеатры закрывались десятками.

Теперь их помнят только те, кто бегал туда смотреть «Москва слезам не верит», для поколения 21 века это заброшки с побитыми витринами и полуразрушенными фасадами, изрисованными граффити не лучшего образца.

Одним из таких стал кинотеатр «Улан-Батор» на ул. Гримау, 12, район Академический.

Построен был в 1959 году и изначально назывался «Ракета», но в 1975 году в знак нерушимой дружбы с монгольскими товарищами был переименован в столицу Монгольской Народной Республики — «Улан-Батор».

Кинотеатр "Ракета". Фото: pastvu.com
Кинотеатр «Ракета». Фото: pastvu.com

Это типовой советский кинотеатр с большим залом на 940 мест и широким экраном. Сцена этого очага культуры видела Ролана Быкова, Владимира Зельдина, Людмилу Гурченко, Сергея Чигракова и Егора Летова, и даже поговаривают C.С.Catch.

В 1990-е годы, когда многие московские кинотеатры с потрохами сдавались в аренду под торговые точки, «Улан-Батор» выжил, хотя киносеансы уже стали второстепенной причиной посещения – чаще народ cобирался на  концерты рок-групп, например, «Гражданской обороны» или «Чижа».

Малый бизнес выживал, как мог, и в разное время тут работал мрачный бильярдный клуб, в бывших кассах размещалась букмекерская контора.

https://dmrog.livejournal.com/299169.html
https://dmrog.livejournal.com/299169.html

К середине 2000-х кинотеатр уже и физически почти погиб: окна выбиты, батареи лопнули, здание не отапливалось. Ну и куда ж без палаток. Перед Улан-Батором они долго стояли, снесли только в 2016-м, в ходе общегородской зачистки.

А в 2015-м здание стало участником программы реконструкции 39 московских кинотеатров. Вот, кстати, его новый предполагаемый облик

Сайт Градостроительной политики и строительства города Москвы https://stroi.mos.ru/riekonstruktsiia-sovietskikh-kinotieatrov-stroi_mos
Сайт Градостроительной политики и строительства города Москвы https://stroi.mos.ru/riekonstruktsiia-sovietskikh-kinotieatrov-stroi_mos

Судя по эскизам, представленным на сайте Градостроительной политики, архитектурное решение кинотеатров будет новым совершенно. Первоначальный облик сохранит только кинотеатр «Родина», причисленный к «вновь выявленным объектам культурного наследия». Этот типовой проект 1938 года реализован так же в Твери, Смоленске и некоторых других городах. Обещают охранить даже часть интерьеров – главный вестибюль и лестницы.

Сайт Градостроительной политики и строительства города Москвы https://stroi.mos.ru/riekonstruktsiia-sovietskikh-kinotieatrov-stroi_mos
Сайт Градостроительной политики и строительства города Москвы https://stroi.mos.ru/riekonstruktsiia-sovietskikh-kinotieatrov-stroi_mos

«Помимо кинопоказов, здесь будут проходить различные мастер-классы, образовательные мероприятия для детей и взрослых, тематические ярмарки. Проект рассчитан на москвичей, проживающих в 15 минутах ходьбы от кинотеатра. Ожидается, что его будут посещать 12-14 тыс. человек в день», — пишут авторы проектов. По сути своей, как и прежде – «кино-вино-домино».

Можно не сомневаться, что вслед за появлением первых объектов, москвичи непременно разделятся и будут жарко спорить, что лучше: сохранить или хотя бы воссоздать облик прежних кинотеатров или вновь построенные центры.

На сайте пишут, что в конце 2018-го первые центры уже будут сданы, а завершения программы можно ждать в 2019. Давайте поживем, увидим и тогда поговорим еще раз о лучшем из искусств и его обителях.

Ольга Колоскова

Люблю Москву и говорю о ней просто, без затей. Вожу московскими маршрутами горожан и гостей столицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button