ИнтервьюКультура

Новый директор «Театра Луны» подводит итоги своей работы за год

«Я вижу, я знаю, у нас есть яркое будущее»

На прошлой неделе нам удалось поговорить с директором «Театра Луны» – Айратом Рашитовичем Тухватуллиным. Обсудили особенности работы, узнали о премьерах, заглянули в будущее.


В сентябре Вы отметили год, как возглавляете Московский «Театр Луны». Прежде чем подвести итоги, давайте вернёмся в сентябрь 2017 года. Расскажите, как Вы заняли эту должность?

  • Если быть точным, то к сентябрю этого года я работал в «Театре Луны» уже год и три месяца, так что немного больше. Я – выпускник продюсерского факультета ГИТИСа, поэтому можно сказать, что работаю по специальности. И так сложилось, что с момента выпуска, всю свою профессиональную жизнь, я занимаюсь только театром. В большинстве своем это были частные театральные компании. Спустя некоторое время, набравшись сумасшедшего опыта, я открыл свое дело – Международное театральное агентство «Интерстейдж». Мы занимались прокатом в России в основном иностранных спектаклей, активно сотрудничали с Чеховским фестивалем. Затем Департамент культуры предложил мне возглавить «Театр Луны». Мы встретились с Сергеем Борисовичем Прохановым (художественный руководитель), поняли, что мыслим в одном направлении. Так я и стал директором этого театра.

Какими были первые идеи по работе в качестве директора?

  • Директорство – это больше административно-хозяйственная деятельность. Творческую концепцию определяет видение художественного руководителя. Моя задача, по сути, – это максимально быстро и эффективно обеспечить реализацию намеченных худруком творческих планов. Поэтому здесь, скорее, было важно вникнуть в детали технологий работы, разобраться, понять команду, сработаться с ней для того, чтобы «настроить механизм» с точки зрения оптимизации работы. В любом случае, я понимаю, что для театра смена директора – это большой стресс.

Но, Вы – «метла», которая по-новому метёт, или Вы придерживаетесь ранних успехов театра и пытаетесь перенять прошлый опыт?

  • Я противник революций. Я «за» эволюцию. На мой взгляд, «мести» по-новому – не самая эффективная стратегия управления театром. Для меня это не верный путь уже потому, что жизнь театра прекрасно шла и до моего назначения. Он благополучно развивался, функционировал не один год.  Прийти и всё переделать по-своему невозможно. Во-первых, это несправедливо по отношению к людям, которые вкладывали сюда душу, во-вторых, не всё так плохо. Как вы поняли, я – сторонник медленных, оправданных и выверенных изменений.

Вы всю свою жизнь неразрывно связаны с театральной индустрией и работой с артистами, но должность директора государственного театра заняли впервые. Есть ли сегодня что-то новое для Вас в руководстве государственным театром?

  • О, да, это 44-й федеральный закон (смеется). Тот самый о торгах, закупках, аукционах, о котором говорят практически все мои коллеги. Сложность его исполнения в том, что нужно, запустить серьёзный процесс для закупки любой мелочи. Например, если нам нужно использовать один пакетик чая для спектакля в качестве исходящего реквизита, мы должны его запланировать за 17 дней до закупки, обосновать запрос денег в казначействе, найти поставщика, а потом мы его долго списываем. Конечно, открытые тендеры, конкурсы исключают возможную коррупционную составляющую, что очень хорошо, но, увы, невероятно замедляют работу. Это первая проблема, с которой столкнулся, поскольку никогда так не работал. Было странно, ново, интересно, хотелось разобраться, понять, как это работает. И еще один непривычный рабочий момент – планирование за много, много времени заранее.
Айрат Рашитович Тухватуллин, директор «Театра Луны». Фото: Наталия Киселева.

За этот год было выпущено много ярких премьер, о которых мы еще поговорим. Поделитесь с нами, как происходит рождение новых постановок, и какую роль играете Вы?

  • Знаете, я считаю, что спектакли должны рождаться при совместном участии дирекции и художественного руководства. Ведь ко мне приходит очень много людей с идеей «а давайте, выпустим вот этот спектакль», и я отвечаю, что «за» любую инициативу, но не я принимаю решения. Всё же ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе. Безусловно, мы обсуждаем с ним каждый новый проект. И я очень признателен Сергею Борисовичу, что он при принятии решений учитывает мое мнение. Когда он обращается ко мне с вопросом: «Как ты считаешь, на твой взгляд, нужен этот спектакль?», я говорю об абсолютно практических вещах и иногда отвечаю, что тот или иной спектакль будет не совсем хорош, потому что… и озвучиваю своё понимание проекта, исходя из опыта. Важно ведь не только поставить спектакль, важно, чтобы он жил дальше. Выпустить спектакль – это как родить ребёнка. Все думают, что вот мы сейчас создадим спектакль и всё. Нет, всё только и начинается. Я рад, что мы с Сергеем Борисовичем понимаем друг друга в этом важном вопросе.

Что самое сложное или что требует большего внимания при руководстве театром?

  • Люди. Нам еще на первом курсе института говорили об этом. Но тогда в юности было трудно осознать масштабность и важность этой реалии. Ведь театр – это стопроцентный человеческий фактор. И весь процесс его жизни основан на людях, работающих в нём. Своих сотрудников нужно знать, даже чувствовать, прислушиваться к их мнениям и решать их проблемы. Всю работу театра можно наладить только благодаря коллективным усилиям. Если говорить о наших артистах, то я очень им благодарен. Это чуткие, деликатные, ответственные и очень хорошие артисты.

Вы на этой неделе вернулись с гастролей из Санкт-Петербурга. Как Вас приняла «вторая столица», и довольны ли Вы прошедшими гастролями?

  • Да, я очень доволен тем, как прошли гастроли. Театр давно не был в Питере. Мы привозили в Северную столицу два спектакля и собрали два аншлага, то есть на сто процентов заполненных зала. Принимали нас потрясающе, и благодаря нашим артистам, их таланту, нас пригласили в Санкт-Петербург еще раз. В марте мы планируем ехать туда с новыми спектаклями. Мне было очень приятно увидеть, что «Театр Луны» в Петербурге знают и любят.

Театр привез в Петербург два спектакля – «Рубиновый вторник» в постановке Павла Урсула и «Ночь нежна» в постановке художественного руководителя театра Сергея Проханова. Почему именно эти постановки?

  • У нас, казалось бы, при небольших размерах самого театра огромный репертуар, и он достаточно тяжеловесный в части декораций, светового оснащения, звукового сопровождения. Спектакль «Ночь нежна» – это «визитная карточка» нашего театра. Говорят «Театр Луны», подразумевают «Ночь нежна», и наоборот. Это как «Юнона и Авось» у «Ленкома». Для меня большая радость в том, что этот спектакль знают в Питере, его помнят, и зрители с огромным удовольствием пришли на него. Это здорово! Спектакль «Рубиновый вторник» очень популярен у московской публики, и поэтому нам захотелось показать его петербуржцам. Сам спектакль – это интерпретация романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Очень глубокая и филигранная постановка о вечных ценностях: о доброте и дружбе.
Сцена из спектакля «Ночь нежна». Розмэри Хойт – Елена Захарова. Фото: lunatheatre.ru/

 Впереди у Вас гастроли в родном городе, в Казани. Что ждёт зрителей?

  • Да, «Театр Луны» впервые выезжает в город Казань, мы никогда там не были. Это значимое для нас событие, поскольку в юбилейный год, ведь в 2018 году нам исполнилось 25 лет, мы открываем наше творчество новой публике. Без поддержки Департамента культуры эти гастроли осуществить было бы крайне сложно. Но всё сложилось, и в результате мы везем туда три спектакля. Безусловно, «Ночь нежна», детский спектакль «Мэри Поппинс — NEXT» – яркая постановка Сергея Проханова и наш премьерный спектакль – городской мюзикл «Маяковский».

Вернёмся в прошлый сезон. Первой громкой премьерой, состоявшейся после вашего назначения, стала музыкальная постановка «Чайка» южнокорейского режиссера Те Сик Кан. Как пришла идея пригласить его в Россию, и будет ли возобновлен этот мюзикл?

  • Могу на этот вопрос ответить так: я уже подхватил идею о постановке мюзикла «Чайка». Когда я пришёл работать в театр, все процессы по этому проекту были запущены, и договоренности с корейским режиссером Те Сик Каном достигнуты.  Поэтому я обеспечивал уже выход этого мюзикла на сцену. Все прошло отлично, мы с успехом сыграли спектакль 20 показов подряд. Будет ли он возобновлен или нет, пока сказать сложно.

20 декабря зрители увидят новую версию знаменитой трагедии – «Ромео и Джульетта #алхимиялюбви» болгарского режиссера Лилии Абаджиевой. Расскажите, как проходит работа с иностранным режиссером, и почему непременно стоит увидеть этот спектакль?

  • Хороший вопрос. Спектакль обещает быть весьма интересным и крайне необычным. Он будет другой, это будут иные Ромео и Джульетта. Начнем с того, что Лилия Абаджиева в пьесах Шекспира видит только мужчин. Она предпочитает быть аутентичной, ставить так, как ставились его пьесы изначально, то есть только в мужском составе.  Но речь не идет об искусственном изображении мужчинами женщин. Помню, как Лилия проводила кастинг. Она сразу отвергала актеров, в ком чувствовалась женственность. Она говорила: «Мне нужна мужская сексуальная энергетика» и искала именно таких исполнителей. Когда они нашлись, дверь в репетиционный зал закрылась изнутри. Можно сказать, что там совершалось какое-то таинство. Таков ее стиль работы. Но я всецело доверяю вкусу и таланту этого мастера.  Лилия очень известна за рубежом,  много работает в Нью-Йорке, на ведущих площадках Европы. Она – лауреат множества театральных премий и участник различных международных фестивалей. Да, в начале работы даже у актеров были вопросы о понимании того, что происходит. Например, актеры долго не знали, кто кого будет играть. Распределение ролей состоялось после глубокого погружения Лилии в актерскую суть всех участников. И только, когда каждый раскрылся, Лилия сделала распределение ролей, переписала текст, диалоги, перетасовала их и потом объявила: ты – Ромео, ты – Джульетта, ты – синьора Капулетти, ты – няня и так далее.
Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта #алхимиялюбви». Фото: lunatheatre.ru/

Как она оказалась в «Театре Луны»?

  • Я ей сам позвонил (смеется). Я не был раньше знаком с ней, но много слышал о её творчестве. Могу сказать, что театр охотился за Лилией Абаджиевой давно. И пришло время, когда всё совпало: мы нашли возможность поставить её новый спектакль, она нашла возможность включить эту работу в свой график. И я верю, что результат будет классный. В постановке используется мультимедиа, 3D-проекция, вода, которая будет литься на сцене с потолка. Все актеры одной фактуры: их рост и телосложение приблизительно одинаковы. Отчего-то я уверен, что этот спектакль будет пользоваться особой популярностью у «прекрасной половины человечества».

Вы не боитесь экспериментировать?

  • Нет, не боюсь. Я это даже люблю, и это совершенно не страшно. Главное — быть ответственным за предлагаемые творческие эксперименты.

«Театр Луны» уделяет большое внимание пьесам по мотивам античных и средневековых произведений, одна из которых новая постановка «Королева». Есть ли у театра особый интерес к прошлым столетиям?

  • Знаете, у театра есть интерес к качественным спектаклям и хорошему тексту. Спектакль «Королева» уже шёл на нашей сцене. Потом, не знаю по каким причинам, его сняли с репертуара. Сейчас мы решили его восстановить в обновлённой версии, и получилась очень интересная история. Спектакль поставлен по роману Александра Дюма «Нельская башня» и рассказывает о Маргарите Бургундской, королевских интригах во Франции XIV века. В итоге получилась сумасшедшая по энергетике постановка. «Королева» создавалась с точностью до миллиметра, до детали. В процессе изготовления костюмов режиссер Дарья Попова уделяла внимание каждой запонке, штучке, фитюлечке, которыми в невероятных количествах изобилуют исторические костюмы. Всё холодное оружие – это реплики оружия XIV века с каждой загогулинкой, с вырезом. Мы пригласили очень известных каскадеров, которые занимаются историческими боевыми искусствами, для того чтобы они воссоздали именно технику боя XIV века. У нас получились настоящие бои. Люди, выходя из зала, говорят, что будто посмотрели кино. Некоторые зрители сравнивали «Королеву» с «Игрой престолов». Этот спектакль в топе рейтинга по заполняемости зала.
Сцена из спектакля «Королева». Королева Маргарита Бургундская — Дарья Цыпляева. Фото: lunatheatre.ru/

Пару слов о премьере спектакля «Наш 9Б».

  • Идея поставить этот спектакль принадлежит одному из руководителей «Маленькой Луны», старшему преподавателю и актрисе театра Елене Лазуриной. «Наш 9 «Б» – литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне. Это история о том, как в сорок первом мальчишки, ровесники актеров, уходили на фронт, как девчонки становились медсестрами, спасали солдат и тоже гибли. Она очень нежно рассказывает о любви, о встречах после войны, довоенных воспоминаниях, о подвигах. Это эмоционально сильная история. Иногда я захожу в зал и, знаете, всегда вижу, насколько захватывает спектакль юных зрителей! Школьники сегодняшнего дня,  живущие в гаджетах, абсолютно погружены в переживания, кто-то даже хлюпает носом. Такие живые эмоции всегда ценны для зрителей, для юных воспитанников «Маленькой Луны», для всех нас.

Ещё одна громкая премьера этого года – городской мюзикл «Маяковский». Многие зрители и журналисты отмечают, что смогли открыть для себя новые грани жизни и творчества Маяковского. Вы довольны тем, как получился спектакль? И каковы Ваши предположения, почему он полюбился зрителям?

  • Начнем с первого вопроса. Конечно же, да! Как директор театра я очень доволен спектаклем, на котором не бывает свободных мест. Получилась очень хорошая работа: спектакль-форма, спектакль-эпоха. Зрители в начале мюзикла не понимают, что происходит на сцене, но ровно через пять минут они уже там, внутри: в эпохе футуристов, в начала XX века.  Это, на мой взгляд, безумно интересная картинка, которую обеспечивают костюмы, свет, музыка.
    Сцена из спектакля «Маяковский». Маяковский — Андрей Школдыченко. Фото: lunatheatre.ru/

    Необычным ходом в конце стало появление самого слова «Маяковский», которое выкладывается из элементов декораций. Оно проявляется как монумент, как своеобразный памятник творчеству поэта. Это очень атмосферная работа. И мы получаем о ней множество отзывов. Пишут разные люди, в том числе учителя школ. В одном из отзывов педагоги рассказали, что решили показать спектакль ученикам, чтобы приобщить детей к поэзии Серебряного века, которую они  незаслуженно считают скучной. В их классе после просмотра двадцать детей из тридцати взяли темы для самостоятельных работ по литературе, связанные с творчеством Маяковского.  Не победа? Я считаю, победа!

Может быть, он тоже станет «визитной карточкой» театра и будет ассоциироваться с театром как «Ночь нежна»?

  • Лично моя мечта, чтобы каждый наш спектакль стал «визитной карточкой» театра. И желательно не только в Москве! Чтобы люди говорили: «„Театр Луны‟. О! Мы видели там и „Ночь нежна‟, и „Мэри Поппинс‟, и „Маяковского‟». Мало того, мы, благодаря команде «Театра Луны», получили за «Маяковского» независимую премию «OFFSTAGE AWARDS 2018» в номинации «лучшая рекламная кампания года».
    Директор «Театра Луны» на премии                       «OFFSTAGE AWARDS 2018»

    Мне очень приятно, что эксперты так высоко оценили проделанную командой театра работу. Возвращаясь к мюзиклу «Маяковский», хочу вот какой ещё интересный факт отметить. В этом году совпали несколько памятных дат: 125 лет Владимиру Владимировичу Маяковскому и 100 лет первому поэтическому баттлу, в котором поэт участвовал, но не победил. 27 февраля 1918 года состоялась битва за звание «короля поэтов». В Политехническом музее бились стихами Северянин и Маяковский. Музей был переполнен, зрители стояли на улице, слушали по радио трансляцию, и в конце публика голосовала. В ХХ веке, по мнению публики, победил Игорь Серевянин. 27 февраля 2018 года на станции метро «Маяковская» мы воссоздали подобный поэтический баттл между актерами, будущими исполнителями ролей двух поэтов. Мы пригласили и гостей: рэперов, которые читали стихи под бит-бокс, и экспертов Веру Полозкову, Noiz MC, но судили состязания по-прежнему                                                                       зрители. В XXI веке победил Маяковский!

При театре существует детский театральный центр-студия «Маленькая Луна». Юные артисты уже сейчас принимают участие во многих спектаклях. Это подрастающая смена «Театра Луны»?

  • У нас, действительно, есть детская театральная студия «Маленькая Луна», которую в свое время создал Сергей Борисович Проханов. Для постановки «Лиромании» ему нужны были дети. Мало того, что он нашёл этих детей, он еще и начал их обучать. Наша студия известна тем, что у детей есть уникальный опыт выхода на профессиональную сцену рядом с известными артистами. Конечно, нам хочется, чтобы, когда они закончили вузы, получили дипломы, они бы вернулись домой. Если вуз – это школа, театр – это работа, то «Маленькая Луна» – это актерский детский сад.

Сегодня происходит много изменений в культуре и в театральной сфере, в частности. Как по-вашему, какое оно — будущее «Театра Луны»?

  • Я его вижу ярким, громким, модным, популярным, желанным, очень успешным и современным. И так будет! Мы добьёмся этого, потому что, команда здесь классная.

В чем Вы видите особенность «Театра Луны»?

  • Любой театр особенный, уникальный. Не бывает «типового» театра. Каждый уважаем по-своему, каждый по-своему интересен. Я могу сказать так: этот театр современен при сохранении классических традиций. Ну, и название, конечно. Оно для нас совершенно особенно. В своё время Алла Борисовна Пугачёва, не знаю, можно это говорить или нельзя, (смеется) была на премьере «Чайки» и сказала: «Какое у Вас классное название. Какой Проханов молодец. Он смотрел не в XXI век, а в XXII».

Чего ждать нам в новых театральных сезонах?

  • Будем удивлять! Очень много планов по технологическим новшествам, которые мы хотим ввести. Скоро мы запускаем новый проект экскурсий и циклов-рассказов о жизни закулисья. Мы уже договорились с режиссером документального кино о съемках серии фильмов о том, как живёт театр изнутри. Хочется, чтобы люди увидели, как создаются спектакли, как работают цеха: пошивочный, бутафорский, в чем заключается работа монтировщиков, что видно с крыши «Театра Луны».

У Вас есть любимый спектакль в «Театре Луны»?

  • Они все любимые. Спектакли как дети, невозможно выделить кого-то больше, любишь всех одинаково сильно.

Подводя итог нашего интервью и года усердной работы в должности директора Московского «Театр Луны», чем гордится театр и Вы?

  • Во-первых, рядом громких премьер. Театр ведь существует, чтобы играть спектакли. Во-вторых, увеличением количества зрителей, процентом заполняемости зрительного зала. И, конечно, командой театра. Нам всего лишь 25 лет. Это возраст начала жизни, время мечтаний и больших свершений, и у нас есть энергия, чтобы зажечь. Именно поэтому я вижу и знаю, у нашего театра есть яркое будущее.

Виктория Закудрявская

Люблю всё, что вдохновляет и заставляет менять эту жизнь к лучшему. Об искусстве, интересных местах и талантливых людях мои статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button