В общей массе московских жителей уже практически невозможно отличить коренного от приезжего. Да и нужно ли этим вообще заниматься? Все же, мы расскажем о том, кто же такой, этот коренной москвич и где этого динозавра найти.
В отличии от Санкт-Петербурга, Москва всегда была, есть и будет местом, подверженным миграциям и переселениям. Город находится в Центре западной России и очень удобно расположен с точки зрения миграционных потоков.
Ещё с древних времён Москва притягивала к себе людей со всех уголков княжеств, а позже и царства. Монголы грабили города и деревни сотнями, вызывая поток переселения в более безопасные княжества. Таковым являлось Владимирское, в число которого входила Москва. Территория была покрыта лесами и десятками рек и притоков, в связи с чем продвижение монгольского войска по этой местности было весьма проблематичным.
Следовательно, люди предпочитали селиться именно там. Но это не значит, что монгольское войско никогда не добиралось в те края. Набеги были. Самый знаменитый с поджогом Москвы был совершён ханом Тохтамышем в 1382 году для повторного восстановления ига Северо-Восточных княжеств Руси. Люди, оставшись без домов, опять пускались в миграцию и искали спокойной жизни в других краях.
Чуть ранее, в 11-12 веках, помимо монгольского нашествия , на голову русского человека с севера свалились крестоносцы Тевтонского ордена, разорявшие северные и северо-западные княжества. Это также дополняло всеобщий приток миграции к Москве и Владимиру. Огромное число ремесленников и зодчих со всех концов Руси стекалось в определённые точки на карте. С этим многие историки связывают расцвет Владимирского, а позже и Московского княжества.
И так было постоянно. Польские войска — отток людей с западных земель в восточные. Крымские набеги — на северо-восток. Именно поэтому формирование типично московской диаспоры не состоялось. Тем более, гигантские потоки новых поселенцев привносили в быт москвичей что-то своё, что-то новое.
Самое знаменитое и грандиозное по своим масштабам переселение состоялось в сентябре 1812 года, когда целый город был эвакуирован, а после сожжен. Пожар уничтожил три четверти домов, всю земляную Москву и значительную часть белой. Люди потеряли жилища. Дворянство разъезжалось по своим поместьям, не желая тратить средства на восстановление домов, купцы переезжали в другие города, крестьяне и ремесленники искали себе новый кров, по крайней мере до тех пор, пока город не восстановят. Многие, конечно же, оставались, но именно подобные события препятствовали формированию коренного населения города.
После пожара Москва восстановилась и расцвела в один из богатейших городов Империи. Через Москву проходили все финансовые потоки, она стала городом дворян и купцов. Люди все чаще переезжали в поисках работы и земли в близлежащие Московские владения. После отмены крепостного права только дурак не попытал счастья в этом городе. И вот, вроде бы, формирование коренного населения подходило к концу, как началась революция, голод и Гражданская война, побудившая иммигрировать буржуа за границу, а крестьян — уезжать в деревни в поисках еды. Так завершилось очередное незаконченное конструирование московской диаспоры. После массовых волнений, пустынная Москва снова заселялась, в забитых досками окнах богачей снова горел свет. Дворцы купцов перешли в муниципальную собственность и были превращены в общежития и государственные учреждения. В Москву снова съезжались поэты, инженеры, колхозники и другие слои населения. Москва снова дышала. Но это продолжалось недолго.
Не прошло и 15 лет, как началась война, унёсшая жизни 325 тысяч москвичей и уничтожившая дома миллионов граждан СССР. И вот опять, миграционные потоки кружили Москву словно снежинку в воздушном вихре. Столицу с невероятными темпами отстраивали, расширяли, модернизировали. Город привлекал тысячи новых жителей, которые в итоге станут основой столицы.
Ну а теперь, после вводного экскурса, давайте зададим себе вопрос: возможно ли встретить москвича седьмого колена, которого только в этом случае, якобы, и можно назвать коренным? Седьмое колено — это как минимум эпоха Александра первого. Как много осталось людей с родственниками, живущими в Москве со времён Наполеоновских походов? По утверждениям социологов, их 10%. А по словам историков, таких людей ещё меньше. Но все это с точки зрения наследственности по «седьмое колено».
Существует мнение, что коренной москвич — это человек, родившийся в столице. Но данная теория имеет много противников среди тех, кто считает себя закокоренелым жителем. Итак, кто же все-таки может себя отнести к разряду коренных? Ответ: никто. Анализ крови не докажет, что вы москвич, так же, как и битье в грудь с жаркими речами о древнем роде без доказательной почвы. В современной Москве москвич(ка) — это статус, который многим помогает самоутвердиться и чего-либо достичь. Во многих случаях даже на работу устроиться помогает.
— Вы Москвич? — спрашивает работодатель.
— Да. — отвечаете вы.
И работодатель отдаст во многом предпочтение именно вам, если при этом вы, конечно, положительно прошли собеседование. Таких случаев фиксировалось много.
Как же выглядит москвич или москвичка? С точки зрения логики — это человек, родившийся в Москве. Следовательно, москвич, как правило, хорошо одет, имеет собственную квартиру. Речь быстрая и, в определённых словах, ярко выражено для провинциального уха вместо «о»звучит «а». Но есть множество людей-исключений. Москвичи, чей род живет в этом городе со времён прабабушки, скорее всего, не работают и сдают квартиры, принятые по наследству. Думаю, это логично. Именно такие москвичи либо спились в 90-х и потеряли все, либо ушли в профессуру. Интересный факт. Все знакомые семьи, живущие в Москве со времён ВОВ, как правило, состоят из врачей, офицеров, учителей и преподавателей-профессоров. Не знаю ни одного бизнесмена. Думаю, это связано с региональной пробивной способностью, на фоне столичной и интеллигентной вежливости и воспитанности.
«Конфликт Москвича» — это спор о вечном. Конфликт мнений, очень похожий на права собственности. Идентичный конфликт, но более кровавый, на протяжении тысячелетия происходит в Палестине, где два народа с абсолютно разной культурой борются за право владеть клочком земли.
Вот только в Москве один народ, одна страна, одна история и абсолютно не важен тот факт, где и кто проживал 100 лет назад.
Автор: Дмитрий Нигодин