На один день, 20 сентября, парк искусств «Музеон» превратился в территорию ностальгии по «лихим» 90-ым. Городской фестиваль «Остров 90-х» – это многочасовой марафон, состоявший из лекций ключевых героев эпохи, круглый столов, фотовыставок, маркета и многого другого. Организаторы мероприятия : «Colta», «Твоя история» и «Ельцин Центр» сделали акцент не на «лихачестве» первого постсоветского десятилетия, а на том, что оно привнесло в культуру России, и насколько значимо сегодня для нас.
В летнем кинотеатре «Музеон» специальные гости фестиваля: журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий, легендарный человек-собака Олег Кулик, шокировавший общество своими эксцентричными и провокационными перфомансами, основатель первого независимого журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, ныне вице-президент холдинга РБК Елена Мясникова, 20 лет назад стоявшая у истоков первого глянца на российском рынке («Cosmopolitan», 1994), главный редактор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин и другие не менее значимые для 90-х фигуры, – прочитали лекции о том времени, о себе и ответили на вопросы горожан. Они рассказали о своих начинаниях в трудную переломную эпоху, о том, как создавалось новое искусство, и появился Интернет, какими были журналы, что слушали люди и во что одевались.
Юрий Сапрыкин: «90-е теперь – это не только киллеры и отморозки, это напиток Zuko, жвачка Love is… и приставка Dendy, песня «Крошка моя». Головокружительное это было время: когда вся страна недоумевала, кто убил Лору Палмер, когда ежедневная газета могла поставить на полосу подборку новых стихов, когда были еще живы Курехин и Летов, и Балабанов искал натуру для первого «Брата». 90-е – десятилетие, которое превратилось в миф, не успев закончиться».
В павильоне «Школа» в течение всего дня проходил кинопоказ фильмов талантливых режиссеров-документалистов, которые поспособствовали развитию языка всего мирового киноискусства: Валерий Тодоровский («Страна глухих», 1998), Иван Дыховичный («Прорва», 1992), Петра Луцик и Алексей Саморядов («Окраина», 1998), Александр Зельдович («Москва», 2000).
Вечерняя программа началась с показа «PERE$TROЙКА»: коллекционер одежды и художник Александр Петлюра представил главные тенденции 1990-х . Мода постперестроичных годов прошла под девизом «Все и сразу!»: джинсы-«варенки», золотые цепи, мини-юбки, кроссовки adidas, цветные лосины, огромные начесы, объемные свитера, – и на этом список трендов еще не заканчивался! Желающих вспомнить «бурную молодость» собралось немало, а вот поддержать флешмоб, надев культовые вещицы 90-х, осмелились единицы.
В продолжение вечера – премьера променад-спектакля «Беспокойные» Цирка Шарля Ля Танна «о музыке, искусстве и бунте 90-х против системы, тишины и заурядности». Завершением фестиваля «Остров 90-х» стало выступление рок-группы «АукцЫон».
90-е – не просто эпоха, это состояние души, это время перемен, креативного всплеска, свободы и новых возможностей. Кто-то говорит о 90-х, как о своих лучших годах, кто-то – наоборот. Но то, что это было феноменально важное десятилетие, неоспоримо. Своими впечатлениями о том, как прошел фестиваль в «Музеоне», горожане поделились в соц. сетях:
«Великолепное мероприятие прошло сегодня – «Остров 90-х». Дух эпохи передан вполне достоверно. Мои фотографии из 90-х будут обязательно, их надо сканировать!» (Leonid Bimbat).
«Сегодня прошёл фестиваль «Остров 90-х» в Музеоне. Обещали атмосферу 90-х, но её, к сожалению, не было. Вечерний концерт совсем разочаровал, я ожидала действительно хиты тех лет, ДДТ, Кино, Комбинация, Итайп и т.д. и т.п., но их и близко не было. Не знаю, может, после 21 там что-то такое и было, но до этого времени никакой атмосферы в духе 90-х, даже обидно» (Julia Krasovskaya).
«Там АукцЫон, его не видно, но это не важно. Я бесконечно счастлива» (Polina Kampioni).
Статья: Анна Шутова
Фото: Вадим Фролов