Отчеты и репортажи

Итоги Московского урбанистического форума: город для человека

Московский урбанистический форум в этом году прошел в смешанном формате с 1 по 4 июля. Он был посвящен теме «Re:город. Жизнь в новой эре»: изменениям, связанным с ковидными ограничениями. Но никто не забывал и про ключевые вопросы урбанистики: транспорт, городскую среду, экологию. Одной из основных стала проблема развития городов в контексте удобства для человека. Сегодня мы ее и раскроем.

Человеческий капитал как основа новой экономики

Открывая форум, Сергей Собянин подчеркнул, что города стремительно развиваются, захватывают все большую долю экономики и человеческого капитала. Промышленность отходит на второй план, ее вытесняет сфера услуг. Эти процессы нельзя ограничить, люди по-прежнему будут стремиться в мегаполисы из-за качества образования, здравоохранения и проживания. Вот почему основной задачей должно быть создание комфортной среды. Она притягивает новых жителей, которые начинают вкладывать инвестиции. Это создает рабочие места, возникает конкуренция, что повышает рост экономики. Концепции, реализуемые сегодня («Urban Health», «Безопасный город», «Город 15-и минут»), представляют новую идеологию развития городов – развитие для человека.

Счастье как критерий управленческих решений

Для определения уровня одобрения изменений и нововведений используется индекс человеческого счастья. Это то, как москвич себя чувствует, насколько ему комфортно жить в городе. Существует несколько показателей для расчета, которые были выявлены в результате опроса: красивые парки, дворы с озеленением, благоустройство улиц, площадей и скверов, чистый воздух, безопасность, бесперебойная подача воды, удобный и опрятный подъезд, комфортный дом, высокое качество дорог, чистый город, возможность участия в управлении, освещение, праздничное оформление и тепло в доме. Городское хозяйство – это единый организм, который вместе с москвичами реализует вышеперечисленные критерии. Но, чтобы изменения происходили эффективно в разных направлениях, нужен единый центр (Центр управления комплексом городского хозяйства), который в скором времени создадут в Москве.

Сервисы для создания человекоцентричного города

Концепция человекоцентричного города уже несколько лет реализуется в Москве с помощью построения комплексной цифровой среды. Создается экосистема сервисов как для жителей, так и для бизнеса. Среди платформ можно выделить Mos.ru. Там зарегистрировано почти 14 млн пользователей, предоставляется около 380 услуг, которые экономят время горожан, что также сказывается на индексе человеческого счастья. Однако этого не всегда достаточно: нужны цифровые ресурсы, позволяющие получать обратную связь от жителей, вовлекать их в развитие новой инфраструктуры и корректировку ошибок, которые могли быть допущены в процессе реализации проектов. Так вся цифровая система города будет иметь человекоцентричный подход за счет обратной связи.

Пространство города и социальная сфера

Евгений Стружак (прим.: Министр Правительства Москвы) отметил, что социальная сфера развивается в двух направлениях. Первая – возможность выхода горожан из своих учреждений. Самый простой пример – это школьники, для которых весь город превращается в образовательную среду. Уроки проходят в музеях, на производствах, в технопарках. Школа может использовать все городское пространство. Кроме того, можно выделить программу «Московское долголетие», проверку здоровья в парках и пункты вакцинации по всему городу. Второе направление – изменение самих зданий с использованием принципов пользы, комфорта и сервиса. В качестве примера можно привести реформирование Федеральной службы по труду и занятости населения. Чтобы повысить эффективность трудоустройства, были созданы центры «Моя работа» и «Моя карьера» с новым оборудованием и современным дизайном.

Жилье в мегаполисах

В больших городах постоянно растет количество жителей, что приводит к проблемам с жильем. Спальные районы могут быть красивыми, комфортными и настолько удобными, чтобы хотелось переехать туда из центра. Дмитрий Волков (прим.: управляющий директор, группа кампаний «Самолет») рассказал на форуме, как этого достичь. Во-первых, нужно ориентироваться на людей, спрашивать, какую среду они хотят видеть вокруг себя. Во-вторых, использовать микросегментацию двора, чтобы он вмещал в себя инфраструктуру, благоустройство и отдельные пространства для жителей любых возрастов и интересов. Микросегментация – это принцип, когда двор поделен на от 20 до 30 различных зон, в которых люди рассредотачиваются, что особенно важно в условиях пандемии. Еще один прием, который не так часто используется в Москве, объединение торгового центра, офисов и жилых домов в единую структуру с общим благоустройством. Это повышает не только стоимость квартир, но и спрос на них.

Back to top button