«Переходный возраст» Дарьи Фекленко: «Нет неслучайных случайностей!»
«Характер – это судьба», — убеждена героиня нашего сегодняшнего интервью, актриса театра и кино Дарья Фекленко. В её фильмографии более 40 разнообразных картин, включая известные сериалы «Обручальное кольцо», «Ланцет», «Братья по обмену-2», «Развод», супер-популярное шоу «Слава Богу, ты пришёл» и нашумевший телевизионный фильм «Звоните ДиКаприо». В театральном портфолио актрисы – яркие роли на сцене Театра им. Моссовета, огромное количество многогранных антрепризных спектаклей.
Два года назад она вдруг поняла, что чувствует в себе силы не только сниматься, но и снимать, и, вопреки всем стереотипам, поступила учиться во ВГИК на режиссёра. Её дипломный фильм «Переходный возраст» был отмечен наградой на фестивале «Амурская осень», а многие зрители, кому посчастливилось посмотреть картину, выделяют актуальность, изящество и позитив киноленты.
Мы встретились с Дарьей Фекленко и поговорили о режиссёрском дебюте и мотивации открывать новые горизонты.
Не редкость, когда представители творческой плеяды параллельно занимаются более стабильными направлениями деятельности. Почему востребованная в театре и в кино актриса решила стать режиссёром?
Что значит востребованность? Да, у меня много театральных работ, довольно обширная фильмография: театралы знают по спектаклям, любители сериалов — по телевизионным проектам, есть определённая узнаваемость, но не очень широкая. Актёрская профессия очень зависима: ты можешь годами ждать роль, а когда тебя утвердят, важно, чтобы роль получилась, фильм удался. Это, конечно, воспитывает характер. Формируется воля к победе, умение, терпеть, ждать, сопротивляться жизненным трудностям… Как говорится, терпение и смирение. С другой стороны, это плохо, потому что в ожидании может пройти вся жизнь. Я выросла в очень любящей семье, поэтому с самооценкой у меня проблем не было. При этом я никогда не думала, что буду режиссёром, но время идёт, мы меняемся. В моём багаже накопился большой жизненный и актёрский опыт, и настал момент, что я почувствовала в себе интерес и желание снимать кино, я поняла, что могу рассказать историю, а в моей голове их много!
Как раз в этот момент мой младший брат, актёр Владимир Фекленко, пошёл учиться, и меня буквально зацепила эта мысль. Я прочитала свои записи, эссе знающим людям и услышала ответ: почему бы не попробовать? Я убеждена, что нет неслучайных случайностей.
Сейчас много разных режиссёрских школ, курсов. Почему именно ВГИК?
Изначально я подала документы в два учебных заведения – Высшую школу кино «Арка» и во ВГИК. Я выбрала курсы «Режиссура и Драматургия» при ВГИКе. Меня привлекал именно ВГИК, мой родной папа его закончил, там еще, как мне кажется, сохранился дух советского кино. Конечно, меня узнали и логично задали вопросы: а зачем Вам это надо? А что Вы хотите? Я аргументировано ответила: «Я хочу снимать кино про женщин и для женщин». Впоследствии так и получилось: мой первый фильм получился женским, близким и понятным прекрасной половине человечества. Если раньше была популярна фраза, что после 40-ка жизнь только начинается, то в последнее время горизонты расширились, поэтому можно сказать, что после 50-ти, а, может быть, и позже. Да, сейчас нет Татьяны Лиозновой, Киры Муратовой, я даже равнять себя с ними не смею и ни в коем случае, но есть, например, Светлана Дружинина, которая в свои 80 лет снимает масштабные, красивые исторические фильмы! И это — Характер! Характер – это судьба, это давно известно!
Ваш дебютный фильм «Переходный возраст» — это дипломная работа. Чем привлёк именно этот сценарий. Долго ли определялись? Может быть, сомневались между чем-то или, взяв в руки сценарий Евгении Хрипковой, сразу поняли: «Вот он!»
Опять же цепочка неслучайных совпадений. Начало учёбы во ВГИКе совпало со съёмками в сериале «Звоните ДиКаприо», который стал очень популярным. И хотя у меня там персонаж мамы главной героини, роль небольшая, но она получилась настолько точная и яркая, что сейчас меня частенько зовут на пробы, как «маму из ДиКаприо»! На этом проекте мы подружились и стали общаться с талантливой сценаристкой Евгенией Хрипковой, оказалось, что у нас много общих знакомых. Когда пришло время поиска сценария для нового фильма, я подумала: надо звонить Жене! Хотя я и сама писала сценарии, мне почему-то не хотелось снимать первый фильм по собственному сценарию. Не скрою, мне хотелось поработать с Женей, очень приятно и ценно, что она согласилась. Для Жени дипломный проект — определённый риск: у неё есть имя, профессиональный вес, сейчас очередь выстраивается за её сценариями, она планирует снимать полные метры. Поэтому для меня была особая опасность и ответственность: важно было не испортить. Сценарий «Переходного возраста» в некоторой степени взят из жизни. Прототипом главной героини стала свекровь Жени.
В фильме есть главная Героиня (актриса Алёна Хмельницкая) и много других персонажей, каждый из которых очень яркий и колоритный. На какие-то роли был кастинг или Вы пригласили тех, кого видели в этом образе?
Честно говоря, кастинга не было – у меня сразу в голове сложился пазл: кого я хочу видеть в каждой из ролей. И хотя в сценарии речь шла совсем о другом женском образе или типаже, мне сразу увиделась в главной роли именно Алёна Хмельницкая. И не потому, что она моя близкая подруга, а потому, что для меня эта история о красивой, успешной женщине, личная жизнь которой не складывается… Мы искали образ, встречались вдвоём, втроём с Женей, фантазировали, импровизировали. Сценарий была готов, а некоторые диалоги мы прописали в процессе работы. Нам хотелось снять фильм с изящным шармом в стиле лёгкой французской комедии.
Одну из ролей сыграла Елена Валюшкина, с которой Вы много лет работали в Театр им. Моссовета. Она сразу согласилась?
Лена меня буквально потрясла! Когда я у неё спросила: «Не смогла бы ты у меня сняться?» Она даже не стала уточнять детали, а просто сказала: «Да!» Для меня это очень человеческий показатель. Да, она понимает, что я не предложу ей что-то плохое, но тем не менее она рискует. Лена – актриса с непростым характером и сложной судьбой, актёрские судьбы редко бывают безоблачными. Когда-то она сыграла в «Формуле любви», а потом по ряду причин, никак не связанных с её талантом, мало снималась в кино. И, наконец, «выстрелила» в очень ярких комедийных ролях. Сейчас Елена Валюшкина — одна из самых востребованных актрис в нашей стране, комедийная актриса фантастического дара, но при этом глубокая драматическая актриса. В театре она в разные годы играла колоссальные роли и была в них невероятно убедительна. В небольшой роли в моём фильме мне было важно вытащить из героини то, что спрятано глубоко внутри – за внешней нелепой шляпкой скрывается очень ранимый, тонкий человек. По сценарию героиня нарядилась на годовщину свадьбы, а муж-балагур стихи другой посвящает, что очень обижает тонкую душевную организацию женщины. Лена всё сыграла блестяще и огромное спасибо ей!
Расскажите про молодых артистов.
Молодых ребят я всех знала раньше. Перед съёмками с каждым встречалась, лично обсуждала роль. Артём Ешкин и Василий Бриченко учились в школе-студии МХАТ у одного из моих педагогов, Игоря Золотовицкого. Очень хорошие, талантливые ребята, я ходила на их спектакли, когда они были ещё студентами. Артём работает в Театр им. Пушкина, Вася – в Театре Табакова. При обсуждении предстоящей картины в какой-то момент возникло смешное расхождение: мы решили сыграть на парадоксальности и поменять местами Артёма и Васю: чтобы сын героини был мачо, а молодое увлечение — интеллигент. Но потом от этой идеи отказались, решили, что всё же органичнее будет именно такое распределение ролей. Так случилось, что Василий Бриченко не только хороший артист и красивый парень, он ещё и прекрасно ездит на мотоцикле! Это ещё одно умение, которое так пригодилось актеру! Он любезно предоставил мотоцикл на съёмки и Алёна Хмельницкая бесстрашно раскатывала с ним по ночному городу!..
В роли невестки главной героини я очень хотела снять Марию Свирид, но не потому, что это дочка моей близкой подруги, актрисы Анны Якуниной, с которой мы дружим с 12-ти лет. Мария — красивая девушка, талантливая молодая актриса. Она окончила актёрский факультет ВГИК, мастерскую В.П.Фокина. Я смотрела их дипломные спектакли и была в восторге. Очень часто у актёров возникает диссонанс: мы себя ощущаем одними, а режиссёры нас видят по-другому. Так получилось, что в этом фильме я воплотила небольшую Марусину мечту – сыграть роковую красотку.
Она мне говорила: «Меня всё время видят в образах романтичных «Алёнушек», в платьицах, рюшечках, и вдруг ты из меня делаешь роковую леди, с декольте, эффектной причёской, в броских серёжках, такую, как я себя чувствую, и кого мне интересно играть!» Я думаю, что получилось: пусть даже в крошечном эпизоде, на неё обращают внимание!
Очень харизматичные образы в «Переходном возрасте» воплотили звёзды российского кино, Владислав Котлярский и Максим Дрозд. Это тоже Ваши друзья?
С Владиславом Котлярским мы познакомились на съёмках «Глухаря», талантливый, творческий человек. С моим братом (Владимиром Фекленко) они играют несколько совместных спектаклей, и конечно, за столько лет мы стали почти семьёй. Владик недавно впервые стал отцом, было особенно приятно, что в своём плотном рабочем и жизненном графике выделил время, согласился на моё предложение и сделал этот персонаж таким колоритным. В сценарии был написан более противный человек, но мы отказались от дополнительных внешних атрибутов! Влад и без всяких внешних «неприятностях», героя сыграл его блестяще.
Максим Дрозд – мой однокурсник, мы вместе учились в школе-студии МХАТ, мастерская Авангарда Леонтьева и в одном из дипломных спектаклей играли главные роли. Это был «Избранник судьбы» по Бернарду Шоу. Проходят годы, жизнь раскидывает, но периодически мы встречаемся. Как-то Макс пошутил: «Будешь снимать кино, я у тебя водителем снимусь». И тут когда возникла история, я ему звоню: «Ты хотел быть водителем? Ты им будешь!»
Он сразу же согласился и стал в нашей картине очаровательной «вишенкой на торте»: его появление побуждает у зрителей желание смотреть дальше. А что же будет с героями потом? В этом есть и актёрская харизма, и мужская притягательность. Крошечный эпизод, а как сыграл!
Дима Прокофьев, играющий свата героини, актёр Театра им Маяковского, великолепный, смешной, с большим юмором, они с Володей моим братом также играют спектакль.
Вот закрыла глаза и увидела в персонажах именно этих актёров!
Команда фильма как складывалась – оператор, продюсеры, художники?
Опять цепочка судьбоносных совпадений. В этот момент я снималась у прекраснейшего актёра-режиссёра Олега Фомина в телесериале , под рабочем названием «Безсоновъ». Это первый исторический проект в моей жизни. Мне очень понравилось как работает оператор Юрий Ширенко, с которым мы ранее не встречались.
У меня есть такая слабость: всегда выделаю операторов! И даже не потому, хорошо он меня снимет или плохо, красивая я буду в кадре или нет, а потому, что для меня в этой работе есть какая-то магия: все вокруг бегают, суетятся, а операторы тщательно выстраивают кадр, у них в голове рождается та или иная картинка. В общем, в операторов влюбляюсь на один дубль! Я предложила Юре снять мой дипломный фильм и он, на удивление, согласился. Так сложилось, что Юра никогда не снимал диплом: ученик знаменитого Вадима Юсова сразу после выпуска пошёл работать на телевидение. В общем, история ему понравилась, он заинтересовался и снова «звёзды сошлись!» И ещё одно совпадение: супруга Юры, Елизавета Крикунова, талантливый режиссёр монтажа, которая тоже нам очень помогала.Тот случай, когда люди нашли друг друга не только в жизни, но и работают в тандеме.
Удивительная история финансирования фильма тоже возникла из неслучайных случайностей. Приятельница моего сына познакомила меня с успешным бизнесменом из Саратова, Сергеем Усыниным, который хотел попробовать себя в кино. Я ему предложила возможность: участвовать в создании фильма в качестве генерального продюсера, и он согласился! Я это называю: «Гуманитарная помощь с неба!» Откуда это пришло? Но пришло! Сергей профинансировал нам «Переходный возраст», и, что приятно, не утратил интерес к кинобизнесу. Ему интересна киноиндустрия, он хочет продолжать здесь реализовываться, конечно, параллельно со своей основной работой.
Можно сказать, что на съёмках сложилась одна большая семья.
Саша Кеосаян, дочка Алёны Хмельницкой, была на проекте вторым режиссёром.
Саша — режиссёр, сценаристка, очень талантливая девочка, с внушительным опытом — у Тиграна (Кеосаяна) много работала и пришла помочь нам, за что ей огромное спасибо.
Художница по костюмам Светлана Петропавловская, не только помогла с подбором костюмов, но и привезла свою собаку на съёмки! Приняла участие в проекте и жена моего брата Камилла! Они вместе с талантливейшей художницей по гриму, Татьяной Романовой, сделали удивительно красивые и разнообразные образы героинь фильма.
В общем, если хорошенько всем миром «навалиться», кино снять можно!
Как проходил съёмочный процесс, выбор локаций? Насколько долго шли съёмки?
У нас было четыре съёмочных дня. В связи с общей занятостью актёров какие-то смены были полными, даже с небольшой переработкой, а, например, в заключительный день снималась крайняя сцена, с которой тоже возникли нюансы. Оказывает, Макс Дрозд практически не водит машину, а на съёмках ему нужно было плавно въехать в кадр. Чтобы он плавно въезжал в кадр, сзади этот Кадиллак вталкивали люди. Аналогичные забавные вещи на съёмках не редкость.
С локациями, к счастью, проблем не возникло. Две квартиры для съёмок друзья предоставили безвозмездно. Ресторан «Kalina Country» выделил зал для съёмок! Бесплатно! Конечно, мы выразили благодарность, выложили фото и видео в соц. сети. В кафе «Дачный Сезон» также разрешили ночью снимать. Совершенно бескорыстно. Ещё раз повторюсь, что всё сложилось!
Что чувствовали, когда впервые вышли на площадку как режиссёр: «Камера! Мотор! Начали!»; «Стоп. Снято!»…
Первый съёмочный день начинался с первой сцены в ресторане: в кадре сидят все герои и ждут моей команды о начале съёмок. Надела наушники, монитор передо мной, рация: «Камера идёт! Мотор идёт». Тут актёры спрашивают: «А чего не начинаем?» А я забыла дать команду начали – я сама её жду, ведь за столько лет до автоматизма привыкла, как актриса, ждать эту команду, включаться, когда она прозвучит, поэтому для меня стало непривычным первый раз самой в рацию сказать: «Начали!».
То, что на площадке были знакомые и друзья, не означает, что от этого легче, напротив, сложнее. Груз ответственности так или иначе давит. Актёры дали тебе своё время, доверили имя и вправе спросить результат. Им быть в кадре! На экране! На них смотрят! Они не могли и не должны были оказаться в некачественной и беспомощной работе! Передо мной стояла задача придумать их другими, новыми, раскрыть что-то ранее неизвестное.
Я про каждого персонажа придумывала свою историю, расписывала, что у каждого по внутреннему действию. Какой смысл вложить в ту или иную фразу! Например: «Отойди отсюда», а подтекст: «Я тебя ревную». Мне было важно и необходимо для себя прописать всю внутреннюю линию персонажей, чтобы легче объяснять актёрам задачу. Жене Хрипковой этот подход очень понравился, она сказала, что мало кто так делает. Актёры все профессиональные, все схватывали на лету. Что-то было заранее продумано, что-то рождалось в творческом поиске на площадке. Я была окружена таким добром и любовью, что буквально парила от этого. Все вокруг очень хотели, чтобы дебют удался!
В этом светлом и добром фильме зашифровано много философских тем, можно сказать, глобальных. Что Вы, как режиссёр, хотели сказать людям этой картиной?
Самый главный вопрос: зачем ты это снял? Я понимаю, что в любом возрасте, в любом качестве очень важно преодоление себя — через какие-то поступки, может быть, неожиданные проявления. Можно сказать: «Любви все возрасты покорны», но в нашем фильме это не совсем любовь.
Основной лейтмотив фильма, как мне кажется: «Женщина остаётся женщиной всегда». Героине было очень важно понять, что она ещё способна чувствовать, это значит, что она молода внутри. Стать бабушкой — это не приговор! Иногда — это руководство к действию ! Ты ещё полна сил на множество других свершений, личных, профессиональных и т.д. Эта картина не про желание выйти замуж или желание какой-то близости, это желание чувствовать и любить! То, про что снимала я, мне близко и понятно, конечно, во многом потому, что я сейчас нахожусь в возрасте героини. Все подруги моего возраста очень интересно живут. Они хорошо выглядят, ведут очень активный образ жизни. Например, одна моя подруга, актриса Катя Семёнова, пошла учиться на продюсера, другая, Даша Дроздовская – на дизайнера интерьеров, ей всегда это нравилось, но тут она решила этому подучиться, я пошла в режиссуру. Жизнь бурлит и это здорово! Об этом хочется не просто говорить, а кричать!
Недавно фильм принял участие в фестивале «Амурская осень» и был удостоен почётной награды. Как приняли первые зрители?
На фестивале «Амурская осень» Алёна Хмельницкая за фильм «Переходный возраст» получила диплом «За лучшую женскую роль». Это, конечно, очень ценно, что картину отметили. Хотя между зрительским и фестивальным кинематографом есть существенная разница, в некоторых случаях эти границы нивелируются. На «Амурской осени» люди купили билеты и, соответственно, пришли на фильм.
Получается, что это был первый показ на зрителя. Во время демонстрации «Переходного возраста» была живая реакция со стороны зрителей: в весёлые моменты публика смеялась, в финале прозвучали аплодисменты. Некоторые из зрителей потом подходили и говорили: «Спасибо! Это про нас!» Зрительский отклик есть, что очень приятно.
В октябре картину показывали на фестивале студенческих работ во ВГИКе. Безусловно, важно услышать положительные отзывы от коллег. Жене Хрипковой позвонил один из членов жюри, похвалил фильм и сказал: «Да, похоже на первую серию»(фильм идёт 22 минуты). Также многие говорят: «Один недостаток – быстро закончилось!»
Можно надеяться на продолжение?
«Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах». Я бы с удовольствием поснимала, но надо подумать: как это будет. Может быть, оставить эту историю приятной сказкой, а начать писать что-то новое в этом же направлении? А, может быть, расписать этих персонажей? Пока не могу сказать точно, это будет наше совместное решение.
Главный вектор своей режиссёрской деятельности Вы направляете в тематику женского кино. А как насчёт театральной режиссуры?
К театральной режиссуре я пока не пришла, но не исключаю и это направление. 12 ноября у нас защита диплома в ВГИКе. Совершенно откровенно могу сказать, что мне было бы интересно поснимать сериалы. Я знаю весь этот процесс изнутри и понимаю, что это тот жанр, который смотрят, который нужен, он никогда не закончится. А благодаря своему многолетнему съёмочному и театральному опыту я знаю, как поставить задачу по-актёрски, чтобы результат получился органичным и естественным. В общем, поживём – увидим.
Уверены, что увидим мы ещё много чего интересного! А значит, имя Дарьи Фекленко будет регулярно появляться не только в титрах актёров, участвующих в том или ином фильме, но и в строке – режиссёр-постановщик!
Благодарим Дарью за конструктивный диалог, желаем удачи, успехов и пусть «Переходный возраст» жизни будет насыщен яркими событиями, неожиданными сюрпризами и только положительными эмоциями!
Корреспондент: Юлия Бурулёва
Фото из личного архива Дарьи Фекленко.