Культура

Первая периодика для детей в России

Одной из первых детских сказок в русской литературе является «Черная курица, или Подземные жители» (1829) Антония Погорельского, известная всем по школьной программе. Но на самом деле культура детского чтения появилась гораздо раньше – в журналах.

Восприятие «Черной курицы» Погорельского как некой «отправной точки» детской русской литературы связано с отношением автора к самой теме детства и детского чтения – бережного и внимательного. Однако тексты для детей до Погорельского уже писались; а вот тексты о детстве – практически нет. Литература для детей существовала в специальных журналах, альманахах и сборниках.

черная курица, погорельский

Первым русским детским журналом стало «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) Н. И. Новикова, в котором работал и Н. М. Карамзин, приобщая детей к «изящной словесности». В нем вышла  его сентиментальная повесть «Евгений и Юлия». Журналы 1810-х гг. состояли в основном из религиозных поучений и более или менее отрывочных сведений о разных науках, причем довольно активно стали использоваться иллюстрации. Это были «Друг юношества и всяких лет» (1807-1815), «Друг детей» (1809), «Журнал для детей, или Приятное и полезное чтение для образования ума и сердца» (1813-1815).

В «Детском вестнике» (1815), журнале сентиментально-религиозного направления, вышли повесть «Опасность от излишней чувствительности» и дидактический рассказ «Покорность промыслу». Уже по названиям понятно, что наставления в журнале стояли гораздо выше развлекательной составляющей. «Новое детское чтение» (1821-1824) C. Н. Глинки акцентировалось на исторических рассказах и пьесах. Верноподданническим изданием была «Новая детская библиотека» (1827-1831) Б. М. Федорова, где, помимо нравоучительных рассказов, помещались и загадки, стихотворения, басни. Наконец, в год 1829 году появляются сразу три альманаха: «Детский альманах на новый год» (1828), «Детский цветник» (1828), основной автор которого – Б. М. Федоров, и «Подарок добрым детям на Новый 1828 год». «Подарок» с гравированными картинками состоял из заметок, басен, стихов на случай, анекдотов, сценок и разговоров. Этот альманах направлен в основном на воспитание «добрых чувств», веры в Бога и любви к родителям. Название также в религиозном духе – «подарок» получают лишь «добрые» дети. Все эти издания ориентированы не на развлечение, а на поучение, воспитание религиозных и патриотических чувств, расширение кругозора и обучение.

Детское чтение для сердца и разума, Новиков

В целом, детская периодика в России была развита, но однообразна и откровенно скучна: специально для детской аудитории составлялись в основном рассказы об истории, религии и морали. Волшебные сказки появлялись очень редко – обычно это компиляции из нескольких европейских сказок, а не самостоятельные произведениями.

Например, в сказке «Красавица, беспрестанно прядущая», написанной Б. М. Федоровым специально для его альманаха «Детский цветник», рассказывается о заколдованной принцессе. Красавица отказывала всем прекрасным принцам, считая, что красивый человек думает лишь о своей красоте, и оказалась заколдованной волшебником. Лишь любовь, которую пробудил в ней принц, специально превратившийся в уродца, разрушила чары. В финале провозглашается мораль: «должно больше любить душевные качества, нежели наружные свойства». Заимствования из восточных сказок «1001 ночи», «Спящей красавицы» Шарля Перро и «Короля Дроздоборода» братьев Гримм угадываются сразу. Сказка Федорова – вовсе не его сказка, а соединение нескольких сюжетов с целью развлечь и поучить. По стилю она скорее напоминает Карамзина, чем привычные средневековые сказки.

Что любопытно, так это то, что до «Черной курицы» Погорельского дети были героями лишь в сценках, маленьких зарисовках в журналах, а не в сказках. Погорельский же стал первым в русской литературе, кто написал действительно большое (на фоне остальных) произведение для детей и про детей. Понятно, почему детские журналы и альманахи не пользовались большой популярностью и быстро закрывались – они были не для настоящих детей, а для выдуманных, которые всегда слушаются, прилежно учатся и не верят в волшебство.

Анастасия Дорогова

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button