Фотография – это искусство. X международный месяц фотографии в Москве, Фотобиеналле 2014 утверждает это, вновь приводя неопровержимые доводы в виде более чем 25 фотовыставок на 7 культурных площадках столицы.
Здесь есть все: от обложек модных журналов до откровенной провокации в стиле ню, от фотографий Петербурга XIX века до игры света и тени 1950-х. Но обо всем по порядку. Сейчас из всех площадок фотобиеналле наиболее широко представлена экспозиция в Мультимедиа Арт Музее Москвы. О ней и пойдет речь.

Выставка начинается с холла: МАММ. Фото: Анна Правдюк
Бесконечная грациозность
По рождению венгр, по образованию инженер, фотохудожник в душе – Андре Штайнер и его фотографии встречают нас на первом этаже МАМа и поражают с первого взгляда. В 33 он уже открыл свою фотостудию. Оставаясь независимым художником, он снимал для ведущих модных журналов. Прекрасный спортсмен, он умел как нельзя лучше воплотить грациозность и силу человеческого тела в фотографии. Профессиональный инженер, он мог детально показать сложность и красоту мельчайших деталей автомобилей. Активный политический деятель, человек, живущий полной жизнью, он смог запечатлеть, кажется, все: идеальный корпус «Рено» и красоту величественных зданий, французских модниц и нищету цыган, и, конечно, естественную красоту своей супруги, главной модели всей его жизни.

Жизнь в мельчайших деталях в объективе Андре Штайнера. Фото: Анна Правдюк

Women Are Beautiful
Так называется выставка Гарри Виногранда, расположенная на седьмом этаже. Владелец коллекции, Лола Гарридо, так сказала о нем: «Он первым начал фотографировать женщин такими, как они есть». С этими словами нельзя не согласиться: художник по образованию, Виногранд всю жизнь посвятил фотографии, а начиная с 1960-х – фотографии женщин. Война во Вьетнаме, движения феминисток, — фотограф открыл миру новую женщину XX века почти тогда же, когда она сама это сделала. Они красивы всегда: танцуя, болтая и читая, прогуливаясь по солнечным улицам, ругаясь и просто неожиданно взглянув в объектив. Представленная выставка стала настоящим символом эпохи «The Beatles», Кеннеди и…женщин.
Когда старый мир рушился, я там был
В подписи к одному из автопортретов он напишет:
Все мечты растаял.
Жизнь растеклась
Сердце пьет кровь.
Я стою здесь.
что Это?
На его первой фотографии была запечатлена его семья. Наверное, это единственная «земная» черта Эрвина Блюменфельда: все остальное у него всегда было «слишком». Слишком революционные фотографии на обложках «Vogue», слишком оригинальные «селфи» — автопортреты, которые так любил фотограф, слишком дерзкие портреты Адольфа Гитлера с кровоподтеками из глаз. В области изобразительного искусства он был мастером во всем, начиная рисунками и заканчивая рекламными постерами. «Все мои портреты – это отражения, пойманные моим глазом». Жизнь, в которой он пережил, кажется, все: первую выставку сделал в витрине магазина в 1932, дезертировал в Нидерланды в 1918, бежал в Нью-Йорк в 1941, не прошла впустую: не переставая экспериментировать, фотограф заставляет нас чувствовать страх, боль, любовь и ненависть.

Желтый Петербург
Прошение о присвоении Ивану Бианки звания «неклассного свободного художника» было удовлетворено не сразу, но это скорее направило его на «пусть истинный» в искусстве, чем уничтожило творческие порывы. Он творил еще в то время, когда фотографии не «делали», а «создавали». 5 декабря 1864 года в «Петербургских ведомостях напишут: «Каждая из его фотографий – полная картина». Приехав в Москву в возрасте 10 лет из Ломбардии, он останется здесь и уедет в Лугано лишь к концу своей жизни. Иностранец по происхождению, Бианки сможет удивительно точно показать настоящий, желтый Петербург.

В рамках Фотобиеналле 2014 в Москве откроется еще немало выставок, таких как «Море, вино и снег» Сусаны Адриасола Саласар, «Незримое» Джессики Лэнг и многих других. Подробнее вы можете ознакомиться с программой месяца фотографии на официальном сайте ММАМ.
