Background: Свободный танец
В начале 20 века поиски новой хореографии открывают путь эпатажному и свободному «танцу модерна», основоположниками которого становятся легендарные американские танцовщицы — Лои Фуллер и Айседора Дункан, а главными принципами — выход за рамки классических балетных форм и концентрация на внутренних ощущениях, наиболее глубоких переживаниях человека. В 20е годы, на основе идеи об объединении всех видов сценического искусства (танца, музыки и драматургии) одного из основателей «свободного танца» Рудольфа фон Лабана, в немецком городке Эссен создается Высшая школа Фолькванг, куда в 1955 году на просмотр танцевальной студии ученика Лабана, Курта Йосса, приходит пятнадцатилетняя девочка, которая однажды перевернет мир танца…
***
Филиппина Бауш родилась в 1940 в маленьком немецком городке Золинген, в семье владельца небольшого кафе, где ребенком она часто пряталась под столом, подолгу наблюдая за гостями. Едва начав заниматься балетом, Пина стала солисткой в детском балете Вупперталя, мрачного шахтерского городка, куда она часто ездила в гости к родственникам. По пути в рамке окна поезда девочка видела мелькающие фрагменты чужой жизни. Именно эта привычка наблюдать вырванную из контекста повседневность повлияла на форму ее будущих спектаклей.
В пятнадцать Пину приняли в «Фолькванг-балет», танцевальную студию Курта Йосса, освободившего танцоров от оков балета. По окончании знаменитой эссенской «Фольквангшуле», стипендиантка школы отправляется в США, танцует в Метрополитен-опера. Но когда бывший мэтр зовет ее солисткой в родной театр, она возвращается в Эссен, где уже после нескольких успешных танцевальных сезонов впервые пробует себя в хореографии.
В 1971 Бауш вновь притянул к себе серый и дождливый Вупперталь. Она все обещала себе уехать, пока не осознала, что именно этот город с его обычной жизнью вдохновляет ее. Там Пина открыла «Танцтеатр Вупперталь», сегодня — всемирно известное национальное достояние Германии. Со своим танцтеатром Бауш создает новый театральный язык. В ее постановках танец сменяется монологом, песней, звучат шлягеры, джазовые импровизации, оперетты.
Однако даже когда театр Пины получил первую премию на конкурсе хореографов в Кельне, когда критики назвали её хореографическую версию знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде» лучшим спектаклем года, а «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю — самым разрушительным зрелищем немецкой сцены, публика по-прежнему не была готова к новому сюрреалистичному жанру. Первые спектакли Пины Бауш были освистаны. «Весна священная», где слились воедино все ее техники, – за дикие языческие пляски на засыпанной землей сцене, экспрессивные сцены насилия, смерти. «Семь смертных грехов» — за жестокость, явный феминизм, отказ от классических балетных норм. «Синяя борода» – за говорящих танцоров и запутанные сюжетные линии. Артистов ждали хлопающие двери вместо аплодисментов, злобные выкрики вместо «Браво!», анонимные звонки с угрозами вместо цветов после спектакля.
И даже после успеха «Весны священной» и «Кафе «Мюллер» отношение публики к спектаклям Бауш оставалось неоднозначным.
Многим ее театр до сих пор кажется непонятным, абсурдным, раздражающим. Фантасмагория ее спектаклей, смесь реальности и фантастики: сцена засыпанная землей, цветочные ковры, заросли плюща, корабли, мужчины в платьях, нагие женщины. «Пикассо в танце» — так ее называли в балетных кругах.
Пине удалось проникнуть во внутренний мир человека, захватить его внимание, заставить зрителя обратиться к собственным чувствам. Ее театр — это искренние и откровенные сцены. Напряжение чистых эмоций. Как электрический ток, идущий по проводам. Ты чувствуешь, как он гудит, но не можешь ощутить его действия. А если провода оголены? Так и ее «язык тела» шокирует, как разряд, и заставляет ощутить вибрации эмоций каждой клеточкой тела, превращая безысходность, отчаянье, страх, страсть, гнев, радость, рождающиеся на сцене в личное переживание, как зрителя, так и самого танцора. Нервные, надрывные, настоящие, как спазмы неутихающей боли движения — настолько реальные, что хочется вмешаться… это была «жизнь в самом простом значении слова».
В 1989 Российская публика, впервые увидев революционные «Гвоздики» Бауш, была в восторге. В июле 2009 года должны были состояться гастроли в Москве «Семи смертных грехов», но Пина Бауш скоропостижно скончалась от рака.
Через два года после ее неожиданной смерти, вышел фильм-посвящение Вима Вендерса, режиссера, который восхищался ей до глубины души. «Пина: Танец страсти в 3D». Ее также увековечили в своем творчестве такие мэтры кинематографа как Феллини («И корабль плывет») и Альмодовар («Поговори с ней»).
Пина Бауш стала одной из ключевых фигур мира танца двадцатого века, также как и одним из самых спорных и провокационных европейских хореографов, потому что отказывалась от интервью.
Знаменитые танцоры и хореографы, член Немецкой Академии Искусств Рейнхильд Хоффман и заслуженный профессор Фольквангского университета и обладатель Ордена Искусств и Литературы Сюзан Линке, являются продолжателями дела Пины Бауш и важными новаторами немецкого Танцтеатра. Выдающаяся бельгийская танцовщица и хореограф, основатель школы современного танца PARTS, Анна Тереза де Кеерсмакер, бельгийский хореограф и режиссер Ален Платель, основатель Eastman Сиди Ларби Шеркауи — все они черпали вдохновение из работ Пины. Самым известным последователем ее театра в Великобритании является DV8 Physical Theatre.
Спектакли Пины Бауш можно постоянно увидеть на сцене ее родного «Танцтеатра Вупперталь». Ближайшие — «На горе послышался крик», «Гвоздики» и «Весна священная» пройдут в марте.