По ту сторону парт
«…Моя любимая учительница – Людмила Павловна. Она очень добрая, отзывчивая и никогда не ставит нам двойки» — в школе, с этих строк, для меня начинался День учителя. Класс писал о том, как любит своих педагогов. И знаете, никогда не врали. Даже детским неокрепшим умом мы понимали, что преподавание – работа титаническая. «Отзвенел последний звонок», и чудесные школьные годы накрылись зачеткой. Вот 5 октября, а на тебе ни белой блузки, ни цветов в руках – обычный день… После – работа, семья и та самая «взрослая жизнь», о которой мечтали за школьными партами. А они, те, кто возвращал нас на урок из мира фантазий, все там же – на тропе просвещения. И у каждого педагога она особенная.
День учителя по ту сторону парт. Рассказывают преподаватели.
Григорий Пруцков, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы МГУ. Стаж работы 19 лет
Т.М.: Почему Вы предпочитаете эту деятельность — преподавание?
Григорий: Почему предпочитаю преподавать? Мне это интересно. Я люблю работать с молодежью. Со студентами, может быть, интереснее, потому что студенты – это люди определившиеся, школьники же еще выбирают свой путь, а студенты его уже выбрали. Поэтому, это более точечная, более адресная работа (с ними).
Татьяна Тхоренко, преподаватель русского языка и литературы, гимназия «Тарасовка».
Стаж работы 15 лет
Т.М.: По вашему мнению, кто становится педагогом?
Татьяна: Мне кажется, что учителями становятся те люди, которые очень любили свою школу. Со мной было именно так. Для меня школьные учителя всегда были родными людьми — они смотрели с нами, учениками, в одном направлении. Искренне благодарна всем моим педагогам за то, что теперь говорят спасибо и мне.
Юлиана Мельникова, Частный преподаватель по английскому языку. Стаж работы 10 лет
Т.М.: Как вы думаете, почему преподаватели зачастую покидают учебные заведения и начинают заниматься частным преподаванием?
Юлиана: Здесь есть несколько причин. Во-первых, это денежный вопрос. Зарплата школьного учителя всегда была небольшой. Репетитор получает за такое же количество занятий на много более крупную сумму. Во-вторых, вопрос спокойствия. В школе приходится иметь дело с целым классом. Сражаться с 25 или 30 учениками очень непросто. Частный преподаватель избавлен от такой необходимости. Его встречи — это формат «один на один». В-третьих, это время. У школьного учителя есть непреложное и не всегда удобное расписание, репетитор же намного свободнее в выборе часов и дней для занятий.
Т.М.: Часто преподаватели говорят, что, обучая, они многому учатся сами. Чему вас учат или уже научили ваши студенты?
Григорий: Я всегда учусь вместе со студентами. Допустим, если у меня кто-то получает на экзамене плохие оценки, то я считаю, что это моя вина. Это значит, что я не смог научить, не смог заинтересовать человека. Если я веду занятия и вижу, что у людей потухшие глаза, значит, нам нужно разнообразить лекции чем-то новым. То есть, нельзя преподавать одинаково в течение 10-ти – 15-ти лет, надо постоянно менять, придумывать что-то новое, какие-то приемы, подходы… Вот этому и учишься у студентов.
Татьяна: Это как актерская игра «Дай-На». Надо и заинтересовать, и дать, и получить обратно!
Юлиана: Да, действительно, преподаватели не только учат кого-либо, но и учатся сами. Я учу старшеклассников и студентов английскому языку, а они учат меня терпению, умению смотреть на вещи с разных сторон и принимать несколько точек зрения на один и тот же вопрос. Это очень полезные навыки.
Т.М.: «Огонек в глазах» и ответственный подход у студента – это одинаковые вещи?
Григорий: Это схожие вещи, да. Потому что «огонек в глазах» бывает и у безответственного студента, если их растормошить, заинтересовать, а ответственный подход — это уже следующая ступень, наверное.
Татьяна: Для меня это абсолютно одинаковые вещи! Тот, кто понимает, какую он несёт ответственность за свою работу, готов «гореть на ней»! Здесь даже не «огонёк в глазах», а «пожар в груди».
Т.М.: Вас поздравляют с днем учителя студенты?
Григорий: Нет, в университете как-то не принято поздравлять. Не знаю, почему. Такая традиция, видимо. Бывает, когда первокурсники еще по школьной привычке поздравят, а в школе, где я также еще преподаю, поздравляют регулярно. В университете это, скорее, 25 января – Татьянин день, когда мы поздравляем друг друга. Но этот праздник также и студентов, не только преподавателей.
Татьяна: Поздравляют, да. Сейчас вспомнила тот подарок, который мои одноклассники и я своими руками делали нашей классной руководительнице Владе Викторовне Ермаковой: это был большой кленовый лист с нашим фотографиями. Приятно было видеть его на стене в её комнате, где мы часто проводили время даже после окончания школы.
Юлиана: Поздравляют. Конфеты, чай и кофе — это традиционный подарок. Особенно мне запоминаются подарки, связанные с моим хобби. Я увлекаюсь дизайном украшений. В моем рабочем кабинете есть несколько полок, на которых хранятся бусины и инструменты. Очень приятно, когда ребята дарят что-то подобное. Кто-то привозит со своих каникул сувениры: бусы и браслеты, которых в наших краях не встретить. Кто-то собирает и дарит брошюры о традиционных украшениях других стран. Недавно одна девушка, приехавшая в Москву из Еревана, подарила книгу о традиционных армянских украшениях. Такие подарки запоминаю.
Т.М.: Расскажете интересный случай из своей практики?
Григорий: У меня есть целая книга таких случаев: «Легенды и байки журфака».
Татьяна: Никогда не забуду выпускной 2010 года, когда мне случайно мама одного ученика сломала руку! На следующий день я побывала в Склифе, в потом целый месяц носила гипс, на котором было написано: «Люблю гимназию!»
Юлиана: Забавный случай… В прошлом учебном году я немало посмеялась. Обычно у меня 8-10 старшеклассников готовятся к ЕГЭ по английскому языку. Так как я частный репетитор, то занимаюсь с учениками у себя дома по вечерам. До какого-то времени мои ребята с друг другом не знакомы, но весной я обязательно собираю их всех вместе для репетиции предстоящего экзамена. Итак, мы собирались воскресным утром в одном из московских коворкингов. Кто-то пришел немного раньше нужного времени, кто-то опаздывал на 5 минут. И вот вбегает самый последний опаздывающий парень, на ходу извиняется, оправдываясь пробками, и вдруг резко делает огромные глаза и замолкает на полуслове. Проследив направление его удивленного взгляда, я наблюдаю другую мою ученицу. Она тоже ошарашенно смотрит на опоздавшего. Как позже выяснилось, эти двое встречались на тот момент и накануне сильно поругались на почве ревности. Им обоим нужно было ко мне на репетицию ЕГЭ, но сознаваться в этом никто не хотел. Они наврали друг другу каких-то глупостей про «больную тётю» и «важные дела», приревновали друг друга, рассорились, а наутро встретились у одно и того же репетитора.
Авторы: А. Lavrova и A. Syropyatova