30 ноября на сцене Российского Академического Молодежного Театра был показан спектакль «Метаморфозы» Академии Никиты Сергеевича Михалкова впервые для широкого круга зрителей. Открытая репетиция — так формат спектакля своих слушателей охарактеризовал сам маэстро. Впрочем, необычная форма спектакля, знаменующая начало новой вехи в истории современного театра, возник благодаря попытке передать особую точность атмосферы действа.
Основные зарисовки спектакля — это проза великих писателей А.П. Чехова и И.А. Бунина. Открыл вечер сам Никита Сергеевич вводной речью об Академии кинематографического и театрального искусства, о процессе выбора рассказов для постановки и о том, как создавался спектакль. Мэтр отметил, что идея была воплощена слушателями и художественным руководителем по обоюдному согласию, а родилась она из разбора на занятиях отрывков классиков. «Почему нет?», – в один голос проговорили студенты театральной лаборатории! И вот, перед вами полноценный спектакль, больше похожий на «живое кино» с эффектом 3D, настолько живым показалось нам выступление.
Сразу перед началом основного действия спектакля на экране были показаны нарезки с репетиций студентов Академии: чему они научились, что преодолели, чего достигли, — эдакие «метаморфозы» превращения, перевоплощения, которые происходили в творческой лаборатории, предваряющие итоговый показ и будто осознанно, специально настраивающие зрителя на особую атмосферу, которая свершится уже через несколько мгновений.
Девять рассказов, девять настоящих историй слушатели показали зрителям за этот вечер. По словам художественного руководителя, все рассказы актёры выбирали сами, исходя из личных симпатий, пытаясь уже не как актёры, а как режиссёры переложить прозу в сценическое действо. До и после каждой сцены – краткое резюме педагога. Раскрепоститься и влиться в атмосферу каждого рассказа с головой помогают декорации, а точнее их отсутствие. Стол, стул и занавес, на который проецируется основная картинка для воссоздания полной череды событий. Нет и явных, броских световых эффектов, только пластика тела и безупречное актёрское существование в образе, ничего лишнего.
Рассказы же действительно поражают своей реалистичностью, как будто вы переживаете горе или радость вместе с актером. Невероятные чувства! Проецирующиеся на задний план – то исконно русские дома с простыми интерьерами и дымкой из печи, то русские березы и их мягкий шелест листвы, падающие на грунт снежинки с убаюкивающим хрустом, гром, ливень с его усиливающимися падающими каплями на землю, дым от фитиля только потушенной свечи, которую погасили после бала – все эти незначительные детали дополняют полную картину эмоций зрителя, которые переживают герои. Первым зрителю представляют ироничную версию рассказа «Беззащитное существо» по мотивам сборника рассказов Чехова. Передача атмосферы и игра актёров, особенно главной героини, выше всяких похвал! А завершается спектакль душераздирающей «Холодной осенью» Бунина. Смех – слезы, так и проходит, нет, проносится наша жизнь, под стать метаморфозе.
На сцене РАМТа проносятся один за другим такие рассказы, как «Как я в законный брак вступил» И.А. Бунина, «Лёгкое дыхание», «Месть», чеховские «Бабы», устроившие настоящий балет из пластики движений, «Без места», «Загадочная натура» и «Ушла».
И вот — творческий эксперимент подошел к концу, переполненный чувствами и эмоциями зритель начал скандировать «Браво, браво!», на сцене появились все слушатели и их наставники для поклона, собравшие море цветов и благодарных поздравлений. А выпускнице Академии из Сербии Милене Якшич, которая не смогла присутствовать на вручении дипломов летом, прямо на сцене был торжественно вручена бумага об окончании Академии Михалкова из рук Министра Культуры РФ В.Р. Мединского, который также вместе со зрителями присутствовал на премьере.
Сейчас тенденции меняются с каждым днем, что-то было модно всегда, что-то стало модно сравнительно недавно, что-то совсем мимолётно и уже ушло, однако только театр с его многогранными попытками воплотить в себя новые формы, способен вызвать истинный катарсис у зрителя.
Фото: Владимир Сазонов