Велосипед с мотором — модно, полезно для здоровья и экологично. По прогнозам Statista.com, в 2023 году мировые продажи е-байков достигнут примерно 40 миллионов единиц. Посмотрим, почему электровелосипеды стали так популярны за последние пару лет и продолжают завоевывать сердца горожан.
Больше, чем велосипед, но меньше чем автомобиль
Велосипед как транспортное средство более универсален, чем машина. Лесные тропы, горные перевалы, городские пробки — велосипедист проедет, в крайнем случае, перенесет свое транспортное средство, там, где не проберется даже джип. В этом смысле байк — альтернатива не только автомобилю, но также мотоциклу, скутеру и общественному транспорту. Велосипед не привязан к наличию асфальта, заправок и парковок. Его можно взять с собой в машину, самолет или на поезд. А теперь добавьте к этому чуду электрический мотор, способный придать транспортному средству скорость до 50 км/ч и современные аккумуляторы на запас хода до 50 км, и получите возможность без больших усилий преодолевать приличные расстояния. 30 км от дома до офиса — больше не проблема. А по сравнению с автомобилем — еще и экономия денег на бензине.
Под зеленым флагом
Производители электробайков имеют все шансы стать настоящими хедлайнерами борьбы с климатическими изменениями. В Европе чиновники и общественные организации объявили настоящую войну CO2-выбросам и готовятся к полному запрету бензиновых двигателей. Так, к 2030 году будет запрещен въезд авто и мотоциклам с двигателями внутреннего сгорания в Голландию, а в Швеции вступит запрет на продажу бензиновых и дизельных автомобилей. На пороге таких кардинальных решений стоит даже колыбель автопрома — Германия.
Движение ответственного потребления сильно влияет на бизнес. Многие компании берут на себя обязательства по сокращению углеродного следа. Например, Bosch, инвестирует более 1 млрд евро в экологические инициативы, что позволит всем подразделениям компании, стать “углеродно-нейтральными” уже к 2020 году.
В России экологические кампании тоже постепенно набирают силу. За образец традиционно берут Москву, где, например, в прошлом году запустили первый маршрут электробусов. Со временем электробусы должны заменить привычный общественный транспорт, работающий на бензине и дизельном топливе, что в свою очередь должно положительно сказаться на экологии. Одновременно чиновники озаботились устройством велодорожек, можно рассчитывать, что в ближайшее время велоинфраструктура, которая намного дешевле автомобильной, будет активно развиваться. Результаты уже заметны: столичные велопрокаты ставят рекорды — чуть больше чем за два месяца только арендными велосипедами воспользовались 2 млн раз.
Байк с “мозгами”
Мода на электровелосипеды также связана с модой на технологические инновации. Современные байки — не просто рама с двумя колесами, педалями и рулем. Это “умные” средства передвижения. Они оснащаются электронными системами контроля и экологически чистыми двигателями, разработкой которых уже более десяти лет занимается, в том числе, к примеру, компания Bosch. Байки оснащаются бортовыми компьютерами, которые интегрируются со смартфонами и мобильными приложениями. Это позволяет собирать большое количество данных о поездке и водителе. Фактически в один клик управляющий велосипедом получает навигатор, планировщик поездок и фитнес-тренера, который ведет учет нагрузок.
Следуя тенденциям автомобильного рынка, производители электровелосипедов также разрабатывают инструменты безопасности, в том числе системы экстренного торможения с антиблокировочными механизмами ABS, которые предотвращают перебрасывание водителя через руль при резкой остановке.
Здоровый запас
На первый взгляд, электробайк никак не связан с физической активностью — ведь за тебя работает мотор. Однако на самом деле владелец этого транспорта может выбрать один из нескольких режимов управления — от расслабленной поездки в круизном режиме до спортивной гонки — подходящих для различных типов местности, либо полностью отказаться от помощи электродвигателя, положившись только на свои ноги. Таким образом, никто не мешает превратить поездку до работы в тренировку.
С другой стороны, электросайклинг снимает множество ограничений для людей, которым велосипед был противопоказан по медицинским причинам: проблемы с суставами, позвоночником, сердцем. Ведь на таком велосипеде большую часть нагрузки забирает на себя электродвигатель, и теперь люди в любом возрасте и физическом состоянии могут передвигаться на велосипеде, без напряжения или риска получения травм.
Мода крутить педали
Одной из немаловажных причин роста количества приверженцев электробайков — это самая обычная мода: “все поехали, и я поехал”. Амбасадорами этого удобного средства передвижения стали, например, британские олимпийские чемпионы по трековым велогонкам Виктория Пендлтон и Крис Хой. Не остались в стороне и голливудские звезды: Леонардо ДиКаприо, Майли Сайрус, Лев Шрайбер, Наоми Уоттс и даже Чарльз, принц Уэльский — любители покататься на электробайках.
Так, благодаря уникальному сочетанию культурных, социальных и политических факторов и идеальному попаданию в нишу между стандартным велосипедом и электромобилем, электровелосипеды завоевывают популярность во всем мире.