Неяркий свет падает на сцену. Хаотичное движение людей в темноте. Постепенно нарастающее музыкальное напряжение. Сначала ты видишь только едва уловимые фигуры, затем, присмотревшись, начинаешь различать движения их рук, а вскоре узнаешь новых сотрудников Департамента Случайности. Какого Департамента? Вы не ослышались, именно Случайности. Хотя, по правде говоря, мне не стоит рассказывать вам о его существовании. Но, раз уж я начала, тогда по порядку.
Главная героиня (Ирина Алферова), именуемая Позвоночницей, носит яркий фиолетовый плащ и усердно служит в свои 130 лет на благо Департамента Случайности, соединяя по телефону людей в хаотичном порядке. Главное правило работы ведомства — направлять телефонный звонок случайно выбранному человеку. Задача героини в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не принимать личного участия в судьбе своих «телефонных» героев. Но она, как назло, невероятно небезразлична к людям. Так, желая предотвратить развод молодой пары, она перенаправляет гнев девушки от мужа капитану милиции, который напившись после работы с друзьями, теряет табельное оружие. И это только начало проделок небезучастной «Голубушки» (так нашу Позвоночницу называет начальник).
Желая помочь жертвам телефонных манипуляций, Позвоноцница решает вмешаться в происходящее. Но после ее попыток, никогда не видевший в жизни милицейских библиотекарь, пытается свести счеты с жизнью. Далее в игру вступают болтушка Ольга и сотрудник похоронного бюро, не переносивший вид трупов.
Комичные ситуации, усугубляющиеся действиями небезразличной дамы, постепенно переходят в фарс. Герои не понимают, что они делают и зачем, ведь всеми их поступками руководит неслучайная случайность.
Позвоночница живет судьбами чужих людей: сочувствует алкоголичке Вере Игнатьевне, ее соседке, вынужденной одалживать средства на алкоголь, попавшему в больницу Николяю (из похоронного бюро) и всем-всем-всем.
Она переживает за каждого героя как за себя, потому что у нее нет своей жизни. Совсем. Ни родственников, ни друзей, ни даже приятелей. Только мужчина (ее начальник, а в прошлом сосед по парте), ради которого она пошла на отчаянный шаг. Отказаться от обычных человеческих радостей встреч и беззаботного общения ради редких встреч в кабинете Департамента.
Это история об одинокой милосердной женщине, которая не хочет и не может быть ходячей инструкцией. Стоя перед выбором жить или не жить, но зная больше остальных, она выбирает секретную должность служащей, никому не известного Департамента Случайностей. Именно в ее уста автор постановки вкладывает фразу:
Нас даже пожалеть некому, ведь никто нас не знает.
И, осознав, свое бремя, старается всячески разорвать эти неслучайные оковы.
Режиссер Константин Солдатов показал, как порой, мы сами того не замечая, становимся участниками игры. Манипуляций других людей. А иногда и наоборот, сами играем людьми как марионетками. И здесь, по мнению, создателя спектакля важно остановиться, увидеть себя со стороны, чтобы в будущем, возможно предотвратить нечто неподвластное нашим силам.
Уютная атмосфера телефонной станции создает соответствующее настроение, а озвучка гудков и ожидания, а также танцевальные этюды героев придают комедии интермедийности.
И вновь неяркий свет падает на сцену. Хаотичное движение людей в темноте. Постепенно нарастающее музыкальное напряжение. Но теперь то мы уже узнаем и новых сотрудников Департамента, и библиотекаря, и Веру Игнатьевну и непревзойденную Позвоночницу!
А для тех, кто еще не успел оценить комедийное действие, «Тариф «Свободные связи» будет действовать 1 и 29 марта по адресу:
Пресненский Вал, д. 27-29, стр 1
Билеты уже доступны для покупки на сайте «Школы современной пьесы»!