Космос лепит лик земли.
С 20 июня по 31 августа «Новое пространство» Театра наций стало местом взаимопроникновения времени настоящего и времени прошлого. Здесь открылась мультимедийная выставка, организованная музеем AZ в связи с тремя значимыми для мира культуры датами: 85-летием со дня рождения Андрея Тарковского, 50-летием фильма «Андрей Рублев» и 80-летием со дня рождения Дмитрия Плавинского.
После посещения «Прорыва в прошлое» становится ясно, насколько ошибочно наше восприятие категории «прошлое».
«Наиболее активное время, формирующее и наполняющее человека внутренним содержанием – время прошлое или возвратное. Оно и является для человека настоящим». Эти были произнесены одним из героев проекта – Дмитрием Плавинским. На мой взгляд, они могут послужить прекрасным эпиграфом к выставке. В этой фразе обозначено направление пути посетителя, финальной точкой которого станет осознание единства времени. Как выяснилось, взгляд через прошлое в настоящее способен открыть качественно иную действительность.
Особая прелесть выставки в том, что пришедший на нее оказывается ведомым. Лабиринты «Нового пространства» предоставляют возможность полного погружения в художественный мир Тарковского и Плавинского. Предсказание Евгения Миронова о том, что посетитель «будет поражен гипнозом времени насмерть», сбывается довольно близко к тексту. Посетитель теряется. В этой растерянности он становится более восприимчив. Затем такое состояние плавно перерастает в состояние глубокой концентрации, находясь в котором возможно не только «увидеть», но и «прочувствовать». На первом этаже происходит встреча зрителя лицом к лицу с мастерами – Андреем Тарковским и Дмитрием Плавинским. Здесь представлены их фотографии и уникальные видеозаписи, рисующие поразительно живой, яркий, теплый по-человечески образ двух гениев 20 века. В основе объединения этих двух художников в рамках единого проекта лежит случай. Простой случай. По воле случая способ познания мира, в том числе исследования его духовной составляющей, у этих двух мастеров оказался схож. По воле случая можно обнаружить переплетение их биографий (например, Плавинский какое-то время работал в изборской церкви, а ведь именно в Изборске проходила часть съемок «Андрея Рублева»). По воле случая, в конце концов, Мария Плавинская, супруга художника, посетила музей в момент обсуждения данного проекта и напомнила о 80-летии со дня рождения Дмитрия Петровича. Но случайность ли это все? Или же закономерность? На основе попытки ответить на этот вопрос и выстраивается выставка.
На втором этаже под звуки «Хоральной прелюдии фа минор» Баха в обработке Эдуарда Артемьева посетитель погружается мир, который воссоздали сами мастера. Первый зал, носящий название «Отпечаток памяти», отведен под 15 живописных полотен и офортов Плавинского. Следующий же зал под названием «Память» заключает в себе целый воздушный храм, посвященный фильму «Андрей Рублев». В нем также предоставляется возможность увидеть рядом, буквально на соседних стенах, объединенные религиозным мотивом работы двух героев выставки. По мнению многих гостей выставочного пространства, эта его часть является поистине сакральной. «Единственное, что требуется здесь от зрителя – умение созерцать и тонко чувствовать, улавливать те неземные вибрации, которые вплели в плоды своего миропознания и мироосознания Тарковский и Плавинский». Так один искусствовед, специально приехавший в Москву, чтобы успеть совершить прорыв в прошлое, отозвался о «залах памяти».
После восхождения в храм, на колоннах которого запечатлены центральные персонажи восьми новелл фильма «Андрей Рублев», предстоит проникнуть в самую глубь картины, пронаблюдать процесс его создания в малейших подробностях. Для этого необходимо спуститься в подвал, древность которого служит гармоничной окантовкой кинематографической реальности Тарковского. «Для меня кино – занятие нравственное, а не профессиональное, — рассуждал режиссер. — Цель искусства не научить, а как вам сказать, размягчить, что ли, человеческую душу и обратить взор в направлении истины, добра, сделать нас податливыми и способными воспринимать добро». Сидя под кирпичными сводами перед экраном, с которого проницательно смотрит, будто бы вглядываясь в твою душу, великий иконописец, начинаешь понимать, насколько тонко понимал человеческую природу режиссер, насколько верно он умел воздействовать на зрителя, действительно направляя его взор в сторону истины, действительно размягчая его душу.
Проект «Прорыв в прошлое» притягателен своей наполненностью каким-то особым воздухом. Воздухом насыщающим, дающим ощутить свободу, глубину своего существования. Вероятно, это дыхание гения. Дыхание прошлого в настоящем, преображающее и одухотворяющее.
Посетить выставку и совершить свой, индивидуальный «прорыв в прошлое» можно во все дни, кроме понедельника, с 13:00 по 21:00, придя по адресу метро Чеховская, Страстной бульвар 12/2. Стоимость входного билета после продления выставки – 200 рублей (не могу не упомянуть про приятный бонус: В музее AZ, предъявляя билет, купленный на «Прорыв в прошлое», ценитель прекрасного получает возможность приобрести билет на замечательный выставочный проект «Игра», объединяющий имена Анатолия Зверева, Владимира Немухина и Дмитрия Краснопевцева, всего лишь за 100 рублей). Также ежедневно в 18:30 проводится бесплатная экскурсия по выставке, и в рамках проекта периодически устраиваются кинопоказы.