Москва стартаперская. Каждый энтузиаст надеется, что именно ему столица подарит безграничные возможности, миллионы шансов, идеи для успешных начинаний. Но действительно ли так просто дать жизнь инновационному проекту? Познакомиться с технологической средой Москвы поможет уникальный опыт стартапов, как уже состоявшихся, с внушительными инвестициями, так и новых, только вышедших на дистанцию.
Проект Dialoggy, существующий с середины 2012 года, представляет собой открытую электронную книгу отзывов и предложений о работе самых разных компаний. По словам основателя Юрия Леванова, для компаний общение с клиентами в открытом режиме, на равных, послужит мотивацией для улучшения сервиса и работы сотрудников. К тому же компании имеют возможность проводить опросы, голосования, вести открытую статистику удовлетворенности клиентов. Уникальность сервиса заключается в оптимизации сбора отзывов потребителей, фильтрации «заказных» комментариев и кластеризации сообщений. Перед нами пример быстрой обратной связи. Монетизация представляет собой стандарт для многих стартапов – платная подписка (варианты с различным объемом функционала) и, конечно, продажа баннеров на сайте.
Достояниями проекта Dialoggy можно назвать пул компаний (например, Ашан, Связной, МТС), награды и гранты. Команда стартапа победила в конкурсе производителей программного обеспечения для сетевого ритейла «Retail New Wave 2012», стала финалистом конкурса «БИТ-2012». Проект получил несколько грантов, одним из которых стали $25 тысяч от Павла Дурова и Юрия Мильнера.
ТМ: Юрий, есть ли у вас конкуренты? Чем вы козыряете перед ними?
Юрий Леванов: Предостаточно – около 40 по всему миру. В России это Flamp и Zoon. Проанализировав деятельность наших конкурентов, работающих в нише consumer communications, мы поняли, чего не хватает рынку, и разработали продукт с инновационной бизнес-моделью, которая взяла все плюсы лидеров и исключила минусы. Например, мы централизуем все компании в одном месте (удобно пользователям), как Yelp, и предоставляем все инструменты, как Get Satisfaction (рай для компаний). Мы взращивали проект с теми, для кого его делали: были компании и пользователи, на которых команда тестила «хотелки». А вообще планируем страстно развиваться в регионах РФ, в СНГ и других зарубежных стран. Также в скором времени сервис будет доступен на английском и испанском.
ТМ: В чем, на ваш взгляд, отличие российских венчурных бизнесменов от западных?
Юрий Леванов: На западе выше конкуренция и за счет этого хорошие проекты имеют ощутимый рычаг в переговорах. В России частные деньги «дороже», а государственные инвестиции сложно назвать «Smart Money»…
ТМ: Зимовка в теплых странах является очень желанной для многих стартаперов. Как думаете, продуктивна ли в этом случае работа?
Юрий Леванов: Дело не в месте, а в качестве и результатах. Если ты показываешь превосходные результаты, живя на Гоа и радуя себя «кислотой», то на месте инвесторов я бы вписывал в инвестиционные соглашения повышающие коэффициенты на LSD. Выполнил KPI по user acquisition – получай продление визы в Индии.
ТМ: Какой совет вы можете дать предпринимателям, которые стараются самостоятельно запустить бизнес?
Юрий Леванов: На этапе девелопмента получайте столько обратной связи, сколько сможете унести. На этапе становления продукта слушайте ваших пользователей и клиентов, ведь они приносят деньги. А остальное приложится.
ТМ: А как вообще пришла идея создания?
Юрий Леванов: Мы с супругой Анной долго думали, какое направление выбрать и развить до крутого бизнеса. Жена хотела открывать завод по производству форм для выпечки, ну а я предлагал изменить мир лучшей онлайн-книгой отзывов и предложений. Через некоторое время остановились на моей идее. Нужно было проверить базовые допущения в необходимости проекта. Мы сделали презентацию «готового продукта», придумали бренд, пробились на выставку сетевых ритейлеров и презентовали его среди таких игроков, как X5 Retail Group, Ашан, Стардогс.
И зрителям, и компаниям понравилась презентация проекта, Юрий и Анна получили пару заказов, но так как у них ничего, кроме идеи, не было, продать ничего и не получилось (а как хотелось!). В зале присутствовали и первые инвесторы, которые, увидев ажиотаж, поняли, что проект претендует на успех. Таким образом, молодые предприниматели убили двух зайцев – нашли деньги и проверили допущения.
Вообще для стартапов на этапе создания выделяют два раунда инвестиций – первый называется посевным (seed stage), второй – ангельским (потому что деньги вкладывают бизнес-ангелы, ну, конечно, в обмен на возврат вложений и долю в капитале). Часто посевной этап финансируется из так называемого «3F-источника» (family, friends, fools). А вот Ирина и Михаил Рейдеры, основатели бурно развивающихся проектов HipWay и HipClub, в начале пути обошлись своими силами, вложив $70 тысяч.
Ирина и Михаил подошли к созданию компании, занимающейся нестандартными туристическими проектами, имея большой стаж в консалтинге и путешествиях. Видя угловатость и несовершенство российского туристического рынка, супруги недолго думали, что нового внести, чтобы заслужить доверие клиентов. И в 2010 году появился HipWay – сервис по продаже туров. За основу взяли модель компаний Voyage Prive и JetSetter. На сайте Hipway можно подобрать, забронировать и оплатить нетипичные туры (экотуризм, аюрведические туры в Индию, охота на акул в Австралии, паломнические туры). Проект оказался успешным, а рядом с альтернативным отдыхом со временем все же оказались и классические предложения.
Что касается HipClub – это закрытый клуб, где еженедельно размещаются различные варианты туров со скидкой, при этом клиент оплачивает сразу все (эдакий туристический eBay). Инвесторами здесь выступили основатель eDreams Хавьер Перес-Тенесса, бывший гендиректор Skype Майкл ван Свай и несколько других топовых иностранных предпринимателей. Найти капитал Ирине и Михаилу помогли друзья из Wikimart. После многомесячных переговоров с бизнесменами, все получилось. С помощью новых партнеров проект получил поддержку в размере $750 тысяч. А сделав совместные акции с именитыми отелями Balchug Kempinski и Ritz Carlton, с которыми пришлось провести сложные переговоры (отели не привыкли к участию в таких акциях), HipClub заработал себе путевку в жизнь.
Вот так в привычной для обывателя сфере, где, казалось бы, сложно найти неосвоенное направление, можно разглядеть предпосылку для нового стартапа. Еще один пример, как из привычного сотворить новое, показывает Егор Егерев.
Егор имеет два проекта на билетном рынке, на который он попал прямиков из мира организаций мероприятий. Семь лет Егор занимался вечеринками, музыкальными фестивалями, концертами, контролируя все этапы – концепцию, букинг артистов, PR-компанию, взаимодействие с подрядчиками, ну и, разумеется, продажу билетов. В какой-то момент Егор понял, что ниша электронных билетов никем не занята, затем еще год удивлялся, почему ее никто не продвигает из существующих игроков рынка. А рынок представлен всего несколькими сервисами (например, Kassir.ru, Parter.ru, Concert.ru, Ticketland.ru), фактически являющимися интернет-магазинами с курьерской доставкой и частичной реализацией электронных билетов.
При углубленном изучении билетного рынка не только России, но и зарубежных стран, Егор пришел к выводу, что в технологическом плане Россия отстает в развитии билетных систем. Так родилась идея для первого проекта – Nanobilet помогает организаторам мероприятий на всех этапах. Изучая рынок все скрупулезней, Егор решил реализовать масштабный проект, аналогов которому нет. TicketsCloud – B2B система для автоматизации взаимодействия организаторов мероприятий и распространителей билетов. TicketsCloud представляет собой продуманную бизнес-логику для участников билетного рынка. Сервис создан для взаимодействия партнеров, формирования сети сбыта билетов, для управления продажами и клиентской историей. Проект позволяет анализировать рекламные компании, располагает уникальными системами продвижения. Суть – объединение игроков в едином бизнес-пространстве.
ТМ: Егор, что вы можете сказать о развитии билетного рынка в России?
Егор Егерев: Возможно, некоторые думают, что билеты – узкая сфера, однако текущая ситуация на рынке продажи билетов в России оценивается в $5 млрд в год, ежегодный рост 10-15%. Это концерты, вечеринки, театры, фестивали, кино, спорт, без учета образования и бизнес-мероприятий. Доля электронных билетов за два года выросла втрое.
ТМ: Без каких трех онлайн-инструментов в вашей работе не обойтись?
Егор Егерев: Мы активно используем для внутреннего документооборота и обмена информацией Google Apps и Realtimeboard, для планирования – Basecamp, для управления клиентской базой – AmoCRM, для создания и управления рассылками – Mailchimp.
ТМ: Егор, вы приступили к проектам, зная рынок от и до. То есть вы понимали, что деньги получится «поднять». А как думаете, в Москве какие стартапы чаще всего «выстреливают»?
Егор Егерев: На мой взгляд, удачными оказываются те стартапы, которые решают актуальную проблему в нужное время и в нужном месте. Бывает и так, что отличные идеи могут долгое время не находить реализации, но спустя время, возможно, уже в других руках, могут «выстрелить». Поэтому важной составляющей успеха является уверенность в победе, напор и целеустремленность.
Идея объединения лежит в основе большинства стартапов. Вот и Дмитрий Шалашов и Сергей Шалаев, выходцы из Mail.ru, в 2011 году придумали Surfingbird. Если простыми словами, это сервис поисковых рекомендаций, где можно читать любимое СМИ в удобном виде. Один из самых успешных стартапов в столице.
Пользователь ресурса должен указать круг интересов и после нажатия заветной кнопки Surf система покажет случайную страницу из Интернета, которой отдают предпочтение пользователи со схожими интересами. Со страницами можно производить различные манипуляции (оценивать, добавлять в коллекции, комментировать и тому подобное). По мере пользования алгоритм машинного обучения все точнее попадает под запросы пользователя. То есть рекомендательная система Surfingbird использует методы совместной фильтрации: с помощью известных предпочтений группы пользователей она прогнозирует неизвестные предпочтения другого пользователя. Такая интересная задумка, конечно, имела продолжение. В начале 2013 года появился SurfingbirdTV, сервис видеороликов, а в феврале 2013 года стартап стал резидентом иннограда «Сколково». В сентябре 2013 года Surfingbird стал показывать страницы в едином формате, удобном для пользователей смартфонов и планшетов, игнорируя исходную верстку и рекламные баннеры (что породнило его с заокеанским приложением Flipboard). Но это привело к конфликту с некоторыми партнерами – кнопку Surf удалили Look at Me, Habrahabr, Афиша-Рамблер-SUP.
Инвестировали в Surfingbird несколько компаний, в том числе Klever Internet Investment Ltd. Юрия Жукова. Тогда инвесткомпания за $2,5 млн купила 25,1% сервиса. То есть весь проект оценен в $10 млн.
Периодически в компании Surfingbird появляются вакансии, одна из последних – контент-редактор. Как водится, офисы стартапов пропитаны модной демократичной атмосферой, здесь точно не бывает скучно. Так что, если дорогой читатель захочет присоединиться к команде стартапа, – он получит интереснейший опыт.
Секрет успешных стартапов заключается в том, что автор идеи и создатель продукта – один и тот же человек. Многие энтузиасты провалились именно потому, что являлись лишь менеджерами и для реализации своих идей приглашали технических директоров и программистов. Ведь как обычно случается: менеджеры ввиду нехватки знаний не могут контролировать своих разработчиков, да что там, даже не могут правильно ставить задачи. А если еще имеет место текучка кадров, то пиши пропало – каждый новый сотрудник начинает с нуля.
Фаундеры следующего проекта как раз технари. Алексей Шереметьев и Сергей Носырев сами себе и разработчики, и менеджеры. Молодые люди озадачились создать крутой проект после того, как столкнулись с квартирным вопросом. Прошерстив интернет, Алексей и Сергей обнаружили, что нет ничего, что помогло бы качественно и просто спланировать виртуальный ремонт. И вот тут-то подоспела идея свежего продукта. Planner 5D – полноценный планировщик интерьеров на HTML5. Сервис предоставляет людям без профессиональных инженерных и архитектурных знаний возможность создать наглядный план помещения с трехмерной визуализацией (планировщик пользуется успехом и у профессионального сообщества). С помощью простого функционала можно быстро создавать даже сложные дизайн-проекты.
Примечательным является то, что Planner 5D – один из первых резидентов инкубатора проектов Farminers. История успеха началась в 2011 году, когда стартап заехал в академию (на стандартных условиях – $150 тысяч инвестиций за 40% компании).
В ответ на вопрос, как обстоят дела с кадрами, Алексей отвечает, что хоть они с Сергеем и делали все собственными руками, со временем появилась необходимость в штате. Здесь все просто: программисты, директор по развитию, продажники, девушки на PR, SMM и работу с отзывами пользователей. Вот только маркетологов нет. А еще сложности возникли с 3D-моделлерами – их в Москве не так много. Пришлось искать даже не через рекрутинговые агентства, а на форумах. Конечно, нашлись фрилансеры с творческим бэкграундом, которые вообще не стремились работать в компаниях – пришлось уговаривать.
Да, некоторые стартаперы добиваются успеха и без маркетинга – аудитория у таких умельцев растет как на дрожжах. Например, Алексей и Сергей выложили приложение в AppStore и за первые две недели без продвижения и поддержки его скачали более 100 тысяч пользователей.
Не нужно объяснять, что посевное финансирование или вложения венчурных фондов в последовательное развитие компаний – залог успеха стартапов. Но изначально все зависит от самих фаундеров и от технологической среды, а с ней в столице все в порядке – Startup Genome поставил Москву на 10-ю строчку в списке мест, где лучше всего начинать стартап. Неплохо, правда? Надеюсь, многие читатели – начинающие предприниматели – извлекут пользу из настоящего обзора, ну а некоторые воспользуются уникальными интересными сервисами. В любом случае, открывайте для себя новое!
Александра Дубовская