Афиша в МосквеВыставкиКультура

Открытие выставки Александра Бенуа “Радостный труженик” в “Доме русского зарубежья”

2 августа в Доме русского зарубежья им. Солженицына в Москве открылась экспозиция “Радостный труженик”, которая приурочена к 150-летию выдающегося русского художника Александа Бенуа. Выставка включает в себя около пятидесяти работ из разных сфер творческой деятельности Бенуа (театр, живопись, книжная иллюстрация), а также оригинальные фотографии и личную переписку с родственниками и друзьями из собрания Дома русского зарубежья.

Как сообщил директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин на церемонии открытия выставки 1 августа, все картины выставки представлены из частных коллекций. Экспозицию планировали показать посетителям еще 4 мая, как раз в День рождения самого художника, однако открытие пришлось перенести на неопределенной срок из-за ситуации с пандемией.

Директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин

Когда наступил август, и часть ограничений на посещение культурных мероприятий были сняты, организаторы выставки решили больше не откладывать показ и выставить картины для посетителей Дома русского зарубежья, но с соблюдением всех санитарных норм Роспотребнадзора (посетитель должен обязательно иметь при себе маску и перчатки).

О художнике

Фотография Александра Бенуа

Бенуа – является известным русским художником, однако стоит отметить, что художественное образование он так и не получил. Азы художественного дела познавал под началом старшего брата, позже учился в Академии художеств, но не окончил её.

В 1894 году имя Бенуа стало известно широкому кругу лиц. Александр Николаевич занимался историей искусств, и написал цикл статей о русских художниках и их картинах для германского сборника об истории живописи 19 века.

«Пейзаж в Петергофском парке», 1912 г.

После опубликования его работ, об Александре Николаевиче стали говорить, как о талантливом искусствоведе, внесшим большой вклад в изучение и развитие русского искусства.

Бенуа много путешествовал. Любил ездить в Италию и во Францию. Заграницей занимался изучением различной литературы и копированием картин известных художников. Интересовался старинной гравюрой, что послужило фундаментом художественного образования Александра Николаевича.

В 1893 году он проявил себя как талантливый пейзажист, написав акварелью окрестности Северной столицы. Чуть позже пишет серию картин Версальских парков, передав на холсте неповторимый дух и атмосферу данных мест.

Картина из Версальской серии художника

В картинах Бенуа преобладает историческая тема. Его самые известные картины, как раз на тему истории. Картины охватывают такие исторические периоды, как Франция времен Людовика XIV и Петербург XVIII – XIX веков.

О живописи

Первая часть выставки посвящена картинам Александра Бенуа, которые выполнены гуашью и акварельными красками. При взгляде на них видно, как художник отдавал предпочтение пейзажной живописи. Здесь и цикл изображений Павловска, и Петергофа, и Царского Села, и уголков старого Петербурга, и знаменитого французского Версаля, а также городов Германии и Швейцарии, их старинных кварталов и памятников.

    Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Пейзажи Бенуа напоминают исторические декорации, стилизованные под искусство эпохи абсолютизма. Кажется, что, если сейчас закроешь глаза, то очутишься на бескрайних равнинах древнейшего французского города Пуатье или на Вилле Морель в Кассисе. Картины Бенуа наполнены неповторимой, легкой грустью. Превосходные пейзажи, затуманенные золотистой дымкой, создают эффект нереальности, сказочности происходящего события. Красота и истинная художественная ценность — вот основные отличительные особенности шедевров мастера.

    Версальский цикл живописи Александра Бенуа безусловно выделяется в данной экспозиции. Рассматривая картины мастера, даже сложно поверить, что в конце девятнадцатого века любимое детище Людовика XIV — великолепный Версаль находился в печальном запустении. Бенуа изображает французский дворец, который полон головокружительными вечерними маскарадами, фонтанами в цветах, статуями, «мушками» и дорогими платьями («У бассейна Цереры», «Версаль», «Король прогуливается в любую погоду», «Маскарад при Людовике XIV»).

    «Маскарад при Людовике XIV», 1898

    На этих картинах краски выглядят богаче, пейзажные мотивы разнообразнее, а композиции смелее.

    “При входе на выставку я сразу же обратил внимание на раздел живописи в экспозиции, так как Версаль в большей степени можно встретить на страницах книг и в кинематографе, а Бенуа смог выделиться и отразить красоту резиденции французских королей на полотне” — делится впечатлением о выставке советник по сотрудничеству и культуре и Директор Французского Института в России Фабрис Руссо.

    Действительно, Бенуа удалось возродить Версаль в том великолепии эпохи Людовика XIV и сохранить его в нашей памяти как олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства.

    О театре

    Эмиграционный период жизни художника ознаменовался театральной деятельностью. Но Бенуа не писал литературных произведений и даже не имел актерского мастерства, в театре его роль была совсем иной. Он создавал многочисленные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам С.П. Дягилева, эскизы костюмов и декораций к балету «Щелкунчик» («Русские сезоны») и к балетам «Жизель», «Свадьба Амура и Психеи».

    Брошюри к спектаклям, для которых Александр Бенуа создавал костюмы

    Видно, что Александр Бенуа был заинтересован в создании интересных и продуманных образов. На эскизах костюмов каждая деталь прорисована, карандашом помечены замеры до последнего сантиметра даже у второстепенного героя постановки.

      Доказательством его кропотливой работы над образом служит демонстрация платья в экспозиции, сшитого в 1974 году в Швейцарии из ткани, выполненной по эскизам Бенуа, в котором Наталия Солженицына была на приеме после вручения Нобелевской премии Александру Солженицыну. До ткани так и хочется дотронуться, почувствовать, как качество нежнейшего шелка скользит по пальцам, однако наряд помещен под стекло, чем вынуждает обычного посетителя только смотреть на него, но не касаться.

      О книжных иллюстрациях

      Таланты художника не устают нас удивлять, ведь Бенуа был еще и книжным иллюстратором. На выставке представлен один из первых экземпляров «Азбуки в картинках». Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором, иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. С «Азбуки» Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

      Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к Пушкину. Как известно, работал над ними в течение всей своей жизни. В экспозиции книги также помещены под стекло, некоторые из них открыты на определенной странице, в то время как другие закрыты, и мы можем рассмотреть только обложку. Однако по таким деталям раскрывается сама идея иллюстратора. Александр Бенуа старается соблюсти принципы последовательно проведенного ритма в конструкции каждой из книг и стилистического единства всех элементов оформления уникальных коллекционных изданий «Медного всадника» и «Пиковой дамы» Пушкина и различных журналов с репродукциями акварельных работ, которые представлены на выставке.

      В Доме русского зарубежья экспозиция прекрасного живописца, и теоретика искусства, и книжного иллюстратора, и замечательного театрального декоратора Александра Бенуа продлится до 27 сентября. Приобрести билеты можно в кассе музея, а ознакомиться с самой выставкой на 4 этаже в зале временных экспозиций.

      Стоимость билетов:

      Взрослый – 200

      При предъявлении льготного или бесплатного билета требуется иметь с собой документ, подтверждающий право на льготу.

      Часы работы:

      Вторник, среда, пятница, воскресенье с 11:00 до 19:00; четверг и суббота с 11:00 до 21:00. Понедельник — выходной. Последняя среда каждого месяца — санитарный день.

      Back to top button