На свой шестой День Рождения Московский Театр Мюзикла решил подарить себе новую постановку, которую, цитируя великого Пушкина, можно назвать «неведомой зверушкой»: не цирк, не спектакль, не мюзикл, а нечто эфемерное и философское, не вполне ограниченное даже сценическим пространством.
Время начала перфоманса- 23:00- весьма необычное, маркировка «18+» «нагнетает» еще больше. Реверс (от латинского «обратный»)- устройство или механизм, дающие возможность менять направление движений отдельных ее частей в обратную сторону.
За создание на сцене столь сложной «конструкции» взялись цирковые артисты с мировыми именами Андрей Кольцов (артист Cirque du Solei, создатель уникальных цирковых номеров) и Ирина Дрожжина (воздушная гимнастка, выступающая в самых известных европейских цирковых постановках), которые стали режиссерами шоу, канадский хореограф Дебра Браун, известная по работам для Cirque du Solei, церемонии вручения премии «Оскар», блокбастеров и зарубежных поп-звезд и, конечно, вся творческая группа Московского Театра Мюзикла во главе с художественным руководителем Михаилом Швыдким и генеральным продюсером Давидом Смелянским.
«Когда в нашем коллективе образовалась группа цирковых артистов, они поняли, что хотят сделать нечто большее»,- рассказал 20-го февраля на пресс-показе Михаил Ефимович- «и мы с руководством театра решили дать им свободу. Мы дали денег и сказали: «Делайте, что хотите, только чтобы нас не посадили». Ведь если артисты начнут падать на головы зрителям, то отвечать за это придется нам. Но если говорить серьезно, то все, что вы увидите- это результат четырехмесячной трудной работы. Для нас это совершенно новый опыт. Это НЕ МЮЗИКЛ! Не ждите ничего веселого и ничего хорошего. И, вообще, ничего не ждите — просто приходите.
«Реверс»- это цирковое соединение всех пластических видов искусства. Очень честное. Вообще, более честного искусства, чем цирк, не существует. И я счастлив, что это искусство существует в нашем театре» — подытожил худрук. «Когда я в начале января прилетела в Россию, проект только зарождался. Андрея Кольцова я знаю уже 20 лет, и его приглашение работать в этом шоу- большая честь для меня. «Реверс» только в самом начале пути, но это «живой» проект, и у него огромный потенциал!» — поделилась с прессой хореограф Дебра Браун, которую Михаил Швыдкой ласково называет «наш ангел». «Была мечта, идея, была энергия», — рассказала второй режиссер-постановщик Ирина Дрожжина- «Команда, которая собралась, это фантастически талантливые люди. Они проделали колоссальную работу с таким удовольствием и профессионализмом, что остается только восхищаться и благодарить. Спасибо! Спасибо вам всем!»
Если попытаться привести к единому знаменателю все жанры, мизансцены и этюды, которыми наполнен этот «спектакль-эксперимент», то можно сказать, что это пластический спектакль с цирковыми элементами. Но это в узком смысле. А если перестать анализировать то, что происходит на сцене, и просто выключить голову, то вы увидите ЭТО. Увидите, что сцена- это мир, в который каждый из нас приходит не по своей воле. Мир, в котором мы обязаны не просто жить сами по себе, но еще и учиться находить контакт с теми, кто, как и мы, больше не может выйти «за дверь».
Взлеты и падения, отчаянная любовь и жгучая ненависть, жизнь и смерть- все это выражено через тело и музыку. В этой пластической трагедии любые слова стали бы не просто лишними, а до неприличия банальными. Причем, в этом языке жестов не выражена четко какая-то одна глобальная проблема. Кольцов и Дрожжина здесь абсолютные творческие эгоисты, которые говорят только о том, что, кажется, волнует только их. Но делают это настолько гениально, что каждый зритель складывает из этих пятнадцати потерянных душ ту историю, которую увидел лично он. А хореография Дебры Браун объединяет всех героев в тот самый «реверс», частичками которого они и становятся. И только их поступки смогут подсказать, как выбрать правильное направление движения.
Цирковые элементы выполняются на грани физических и моральных возможностей артистов. Начиная от партерной акробатики и заканчивая прыжками на батуте под самый «купол» театра, они нещадно играют на нервах зрителей, заставляя их время от времени вжиматься в спинки кресел. Пожалуй, один из самых пронзительных номеров- это акробатический этюд Ирины Дрожжиной на веревочной лестнице. В нем показана борьба человека с жизненными обстоятельствами и с самим собой. Как мы цепляемся в этой жизни за шансы и подарки судьбы, так акробатка отчаянно цепляется за ступени и запутывается в веревках, не теряя надежды взобраться выше.
Отдельный ярчайший элемент «Реверса»- это музыка, созданная Михаилом Мищенко, представителем неоклассического направления. Специально для новой постановки Театра Мюзикла композитор написал семидесятиминутный трек, в котором актерски точно переданы все эмоции героев. Это «добивающая» часть спектакля, мелодия, которая как мучительный яд пропитывает все сценическое пространство.
После поклонов режиссер Андрей Кольцов позвал на сцену всю творческую группу и поблагодарил каждого за неоценимый вклад: «Я искренне восхищаюсь вами, и для меня большая честь работать с каждым из вас. Наш лед тронулся!».
О чем «РЕВ/ЕРС»? Ответ банальный: о каждом из нас. Но не в общем, а в частном. Этот пластический спектакль- «скелет» для ваших собственных рассуждений, вопросов и ответов. Вы можете прийти на него просто чтобы посмотреть, но «просто посмотреть» не получится. Только смотреть и думать.
Фото: Дарья Яровая