2 ноября в прокат выходит фильм Алисы Хазановой «Осколки». Режиссерский дебют известной российской актрисы, снятый на английском языке в Нью-Йорке, — изысканная камерная драма о супружеском кризисе, зыбкой природе памяти и желании прожить жизнь иначе.
Безымянные Он (Крис Битем) и Она (Алиса Хазанова) в пустынном ресторане нью-йоркского отеля выясняют супружеские отношения, давно отягощенные взаимным раздражением. Муж, расчетливый и педантичный бизнесмен, занудно упрекает жену в том, что она курит в машине. Жена с обреченно снисходительным видом смотрит куда-то мимо него. Когда муж уходит, к ней подсаживается подчеркнуто обаятельный Незнакомец (Ноа Хантли) и говорит, что это не первая их встреча. Она принимает его за сумасшедшего и уходит, Незнакомец же заводит разговор с довольно зловещим барменом (Роб Кэмпбелл), рассказывающим про то, как вчера во вверенном ему заведении подрались две красавицы.
Дальше время повествования проделывает странный кульбит: сцены с мужем и незнакомцем повторятся несколько раз в нескольких вариациях, бармен превратится сначала в менеджера, а потом в пианиста, а сон смешается с закольцованной реальностью до степени неразличимости.
Алиса Хазанова, в прошлом балерина, а затем – одна из самых тонких и умных актрис независимого русского кинематографа нулевых и десятых, для режиссерского дебюта выбрала английский язык как универсальный передатчик смыслов и космополитичный Нью-Йорк как локацию съемок. Фильм, снятый по написанному Хазановой совместно с американцем Майклом Куписком сценарию и спродюсированный Ильей Стюартом и Романом Волобуевым (еще одним человеком, поменявшим профессию – из критиков в режиссеры), конечно, цитирует и имеет в виду сразу несколько шедевров мирового кино. Один из источников вдохновения Алиса называет сама – это классическая картина Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» по сценарию идеолога «нового романа» Алена Роб-Грийе: в «Осколках» заимствуется и рваная повествовательная структура, и герметичность изысканного пространства, по которому бродят ищущие смысл существования герои. Но если Рене снимал фильм о призрачной сути и времени, и субъекта, то высказывание Хазановой более доступное и внятное.
«Осколки», начинающиеся как мелодрама о кризисе еще одного брака в духе «Нелюбви» Андрея Звягинцева, разворачиваются в затейливую историю о том, как неверна наша память и до какой степени сильно в нас желание волшебным образом прожить другую жизнь – какой бы внешне благополучной ни была эта, проживаемая в реальном времени. Эта тема заставляет вспомнить и «Лица» Джона Кассаветиса с их женским отчаянием, и, хоть и очень отдаленно, психоделический морок фильмов Дэвида Линча.
Глубокие мысли о коммуникативном кризисе и механизмах памяти в «Осколках» переданы не только в диалогах, которые здесь просты и эффектны, но и в виртуозных полетах камеры оператора Федора Лясса над ресторанам, напоминающим пещеру, или балконом отеля, с которого открывается вид на усыпанные осенними листьями аллеи сада. А также в мелькающих мимолетных персонажах вроде бойкой коротко стриженой официантки или старухи в инвалидном кресле, сомнамбулическим голосом декламирующей несколько строк из «Любовной песни Альфреда Дж. Пруфрока» Томаса Элиота.
Российская премьера дебютного фильма Алисы Хазановой состоялась на прошедшем ММКФ, где картина получила премию журнала InStyle с формулировкой «За создание яркого художественного образа и безупречное стилистическое решение».