В «Школе Драматического Искусства» (ШДИ) состоялась премьера спектакля «Опасные связи». В основу сюжета положены одноименный роман в письмах Пьера Шодерло де Лакло и пьеса Кристофера Хэмптона, подготовившая объемное произведение для сценической версии.
Режиссер — Заслуженный артист РФ Игорь Яцко, костюмы разрабатывала Евгения Панфилова.
Уже с самого начала постановки зрители могли погрузиться в торжественную атмосферу 18 века-их ждало выступление струнного оркестра под руководством Марии Гришиной.
Эффектные двухуровневые декорации, пышные костюмы, красивая хореография и фехтовальные поединки-все это превращало действие в увлекательный водевиль.
Роман описывает события, происходящие в высших кругах света в 18 веке. Коварная и искушенная в интригах маркиза де Мертей желает отомстить покинувшему ее возлюбленному и подговаривает известного сердцееда виконта де Вальмона соблазнить невесту графа-юную наивную Сесиль.
На протяжении всего спектакля зрителя держит в неустанном напряжении блистательная игра Ольги Баландиной, ее героиня многогранная личность-очаровательная светская львица ив то же время умная и безжалостная интриганка. Она неспособна любить никого и наслаждается лишь видом чужих страданий.
Роман «Опасные связи» в свое время произвел настоящий переполох в обществе. Он обличает лицемерие и коварство, царящие в высшем свете, наглядно изображает тщеславие знати, их стремление к полному гедонизму и презрение к человеческим чувствам.
Спектакль прежде всего обращает внимание зрителей на то, как влияние дурных людей на окружающих может привести к пагубным последствия. Неслучайно название книги-знакомства могут определить наш жизненный путь и следует важно относиться к ним, не заводить рискованных связей. Невинная и добрая Сесиль, недавняя воспитанница монастыря, поддавшись влиянию злодейки маркизы, ловко прикидывающейся ее подругой, вступает на путь порока, который в итоге приводит ее к моральной гибели.
Добродетельная и религиозная госпожа де Турвель, забывает о семье и уступает обаянию ловеласа де Вальмона, что также оборачивается трагедией-ее знакомые отворачиваются от нее, репутация испорчена, а сам виконт бросает ее по первому слову маркизы.
И маркиза де Мертей, и виконт де Вальмон привыкли играть чувствами людей, любящие их лица становятся лишь случайными пешками в их игре, направленной на удовлетворение собственного тщеславия. Любовь, преданность и уважение-все оказывается обесцененным.
Вопрос успеха в обществе и вступающих в противоречие с ним вечных ценностей поставлен весьма остро.
Жанр по ходу развития действия колеблется между трагифарсом и психологической драмой. Если первое действие можно отнести к костюмированному водевилю с песнями, танцами и сложными любовными перипетиями, то уже после антракта сатирические забавы оборачиваются трагедией. Калечатся судьбы, страдают герои-становится ясно, что счастливого финала здесь быть не может.
Поскольку роман носил нравоучительный характер и имел целью изобличить зло, то конечно, отрицательные персонажи будут сурово наказаны и поплатятся за свои деяния. Маркиза потеряет свою красоту и будет изгнана из общества, виконт погибнет на дуэли, запоздало раскаявшись и пожалев о том, что совершил.
Но и жертв изощренного коварства и интриг не ждет счастье под занавес- они слишком настрадались и потрясены пережитым, чтобы оставаться в привычном мире. Они теряют веру в людей и справедливость и удаляются в монастырь, дабы отречься от всего мирского.
Несмотря на то, что события пьесы относятся к минувшим столетиям, сюжет не теряет своей злободневности и выглядит свежо и современно.
Естественно и непринужденно выглядит сочетание шлемов для мотоцикла и шпаг, старинных бальных платьев и элегантных туалетов от современных дизайнеров.
Основная мораль инсценизации звучит в финале, изреченная мадам де Розмонд в исполнении Марии Зайковой «Если бы мы понимали, в чем истинное наше счастье, мы никогда не искали бы его за пределами, установленными законами божескими и человеческими».