Шерлок Холмс: испытание Россией
Видеосервис START сделал подарок поклонникам шерлокианы и детективного жанра показом сериала «Шерлок в России». Первые 4 эпизода, показ которых начался 22 октября, дают представление о новой версии Шерлока и вполне держат интригу в ожидании других серий.
Магия цифр такова. Образ английского сыщика Шерлока Холмса создан полетом фантазии сэра Артура Конан Дойля, и автор позволил своему герою благополучно отыскивать пути выхода из криминальных ситуаций примерно в 60 произведениях. В течение фактически 130 лет существования этого образа в мире было снято более сотни фильмов и сериалов ему посвященных или с ним связанных.
Именно потому бросать громогласные фразы о некой вторичности или даже троичности нового сериала, его неаутентичности, неследовании букве автора, — нелогично и местами даже неэтично.
Хрестоматийный стиль, столь свойственный «обрусевшей» парочке Холмс и Ватсон в исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина, не был взят на вооружение сценаристом Олегом Маловичко, в портфолио которого кинопроекты «Метод», «Притяжение», «Лед». И в этом креативе есть здравое зерно: странно рассказывать историю в расцвет диджитал-эпохи лексикой и визуальными решениями 80-х годов XX столетия.
Итак, нас погружают в сюжет быстро и ясно. Холмс расследует неинтеллектуальные и на грани невыносимости кровавые убийства знаменитого Джека Потрошителя. Не в том Лондоне, где благоухает Мэйфэйр или Кенсингтон, а в миазмах района Уайтчепел. Его верный напарник Доктор Ватсон ранен и оказывается в больнице, а Холмс вынужден броситься на поиски маньяка в Российскую империю эпохи Александра III. И надо сказать, что Петербург, в который он попадает, сильно смахивает на Лондон. Свет здесь выдают порционно, как целебную микстуру в ложечке. Зато игра мрака, сумрака и плавающих блесков фонарей в лужах, на лицах уставших людей, в подворотнях – неподражаема. На этом мрачноватом фоне камео Константина Богомолова, обер-полицмейстера Петра Порфирьевича Знаменского, сверкающего белыми одеждами словно от Dolce&Gabbana тех дней, — впечатляет.
У нашего Шерлока – лицо, а местами лик Максима Матвеева. Он не так брутален и крепок физически, как Джонни Ли Миллер в сериале «Элементарно». Не так изящен и эксцентричен, как Бенедикт Камбербертч в сериале «Шерлок» и не так демоничен и эгоцентричен, как Роберт Дауни-младший в фильме «Шерлок Холмс. Игра теней». Тот Шерлок, который оказался в России, весьма романтичен, слегка субтилен и умудряется влюбиться едва ли не с первого взгляда. Его акцент, разумеется, забавен. К тому же его немилосердно тревожит один и тот же сон, будто в он в детстве с братом гуляет по лесу, а их преследует человек в черном. А порою мелькает Шерлок, трансформирующийся в акунинского Фандорина.
Проводником Шерлока в жизнь странной страны и ее обычаев становится доктор Карцев, которого так славно играет Владимир Мишуков, что можно сразу сказать: дуэт Шерлока с русским аналогом доктора Ватсона – удался! Карцеву не мешают, а скорее помогают поладить с прославленным сыщиком цинизм и отсутствие британофильства. Новый ближний круг Шерлока – несуразный, солдафонистый полицейский в смешном исполнении Павла Майкова. Девушка Софья, знающая азбуку глухонемых, и таящая множество секретов и секретиков.
В перерывах между расследованиями Шерлок мотает на ус новые русские идиомы, погружаясь в российский менталитет. Его русская Одиссея не обходится без упоминания Достоевского, знакомства с полицейской системой и нашей посконной хтонью, столь далекой от лондонского сплина. Рашн традишн они такие – берут за горло и не отпускают.
Так что создатели сериала запустили сей ди-джей сет, от души миксуя классику литературы и фэнтези, детектив и романтическую драму. Как борется нудноватый и красивый Шерлок за добро, в какие духовные выси он поднимается, отказываясь от услуг нищих проституток и ситуаций-ловушек… Посмотрим, как он пройдет испытание Россией.