Забудьте все, что вы знали о… Синей птице. Забудьте все легенды, представления, образы, если вы хотите полностью прочувствовать новое прочтение легендарной пьесы Мориса Метерлинка в трактовке режиссера-постановщика Бориса Юханова. На три дня сцена электротеатра «Станиславский» превратилась в комок нервов, машины времени, воспоминаний и драматических судеб, которые кого-то заставят смеяться до слез, а кто-то и вовсе почувствовать себя счастливым или ничтожно маленьким.
Спектакль-трилогия «Синяя Птица» впервые был показан на сцене обновленного театра в 2015 году, собрал большое количество интересных рецензий, поэтому не удивительно, что спустя год на всех частях пьесы аншлаг. Помимо разорванной и сшитой заново основной линии пьесы, смысловых декораций и необычного музыкального сопровождения, у спектакля есть обезоруживающее преимущество: главные роли Тильтиля и Метили исполняют Народный Артист России Владимир Коренев, который прославился во времена СССР благодаря роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия», и его супруга, заслуженная артистка РФ Алефтина Константинова. Режиссер полностью поменял психофизику, прописанную Метерлинком, и «вживил» юных персонажей в тела и души пожилых, мудрых актеров.
Одной из самых эмоциональных и разнообразных в постановочном плане является вторая часть трилогии под названием «Синяя птица. Ночь», в которой Тильтиль и Митиль добираются до Царицы Ночи и уговаривают отдать им ключ от дверей, за которыми они надеятся увидеть заветную птицу. Но это лишь краткое описание основного, первого акта. Его наполнение — различные параллели, которые зритель сам проводит между основной линией пьесы и личными воспоминаниями актеров о семейной жизни и о непростом периоде перестройки. Причем каждая из параллелей цепляется за предыдущую, тем самым, позволяя понять отношение супружеской пары к тому или иному временному периоду. Смелый Тильтиль, открывающий волшебные двери, удачно «вводится» в рассказ Константиновой о том, как Владимир Коренев безропотно пришел к назначенному времени в ЗАГС. Ночь цепляется за рассказ о взятии Белого Дома, а Зигфрид, пытающийся сдвинуть холодильник с места и станцевать вместе с ним, кажется не просто странным персонажем, а вполне допустимой параллелью борьбы видеотрансляции балета «Лебединое Озеро» с быстрым распространением печальных новостей во времена СССР.
«Перевернутым» получился третий акт, в котором герои пытаются найти Синюю птицу на кладбище. Этот эпизод, благодаря задуманному несоответствию возраста оригинальных персонажей и актеров, получился наиболее философским, особенно отрывок, когда пожилая Митиль интересуется у Тильтиля, кто же такие мертвые, и почему они не разговаривают. Актеры как будто предлагают зрителю в форме игры заглянуть в важную и пугающую неизвестность. Да и внутри самих персонажей, в частности, внутри уже не Митиль, а Алефтины Константиновой, происходит едва уловимое подведение итогов. Режиссер решил показать это через прочтение отрывка из неудавшейся комедии, но оглушительно успешной драмы, Чеховской «Чайки». Для Константиновой это была желанная и первая важная роль, в которую ее ввели почти случайно. Она вновь проживает монолог молодой Нины Заречной, но в нем уже чувствуется легкая фальшь. Но именно в этой фальши есть личный итог повзрослевшей героини: так, как раньше, уже не будет. Будет по-другому. А как? На этот вопрос вы сможете попробовать ответить сами, а можете попытаться осмыслить заключительную фразу спектакля, произнесенную взрослым Тильтилем.
В сценической постановке есть отсыл к иммерсивности (иммерсивный спекталь — постановка, в которой действие разворачивается в непосредственной близости от зрителя, и он становится полноправным участником действа- прим. ред.), которую сейчас в театрах вводят резко и много. Здесь она не столь явная, и тем интереснее наблюдать за действием, которое разворачивается параллельно в 10 метрах и в 10 сантиметрах от тебя. Пространство сцены не просто оправдало себя, а дало зрителям возможность заглянуть вглубь в прямом смысле этого слова. Добавили объёма не только декорации, но и качественная компьютерная графика.
Современное искусство понимают не все. Современное театральное искусство — тем более. На первый взгляд, все непонятно и абсурдно, но стоит только попытаться отключить голову и просто начать наблюдать, как перед вами начнет разворачиваться совершенно не та картина, которую вы видите на сцене. Трилогию «Синяя птица» противопоказано обдумывать. Нужно только видеть.
Мария Наумова