В сентябре главным режиссером Московского драматического театра «Человек» был назначен заслуженный артист РФ Владимир Евгеньевич Скворцов, популярный театральный и киноартист, сыгравший более чем в пятидесяти фильмах, ведущий актер театра Александра Калягина «EtCetera», уже несколько лет серьезно занимающийся режиссурой. Реорганизация театра уже идет полным ходом, и скоро нас ожидает постановка пьесы «Биография» Макса Фриша. В преддверии премьеры, нам удалось взять интервью с главным режиссером.
Интервью было назначено на ранний вечер. Проходя по уже темному Тверскому бульвару на встречу, я боялась заблудиться во дворах, но карта, размещенная на сайте театра, направила меня точно к месту. Директор театра ждал у входа, сам режиссер еще был занят на репетиции. Проходя к его кабинету, интересно было наблюдать за коммуникацией работников между собой: освободившиеся актеры, работники пиар-отдела или заместитель директора – все они вели себя просто и дружелюбно, с улыбкой встречая своих коллег. В ожидании режиссера я рассматривала обстановку в кабинете директора: грамоты и дипломы театра, макет декораций, отдельный длинный стол для совещаний и небольшой кофейный столик. Желая, чтобы встреча прошла в доверительной и неформальной атмосфере, я села на диванчик именно за маленький стол. И ровно в обговоренные 17:00 мы начали наш разговор.
— Здравствуйте, Владимир Евгеньевич, Ваш путь из актерства в режиссуру был долгим, но уверенным. Что чувствует человек занявший такой важный пост в столичном театре?
— Здравствуйте. Действительно, в этом году мне предложили пост главного режиссера московского драматического театра «Человек» и я согласился, сейчас занимаюсь тем что называется art-direction или формированием творческого направления. Я, конечно, ощущаю ответственность, без этого невозможно, но, прежде всего, я чувствую большой личностный интерес — я знаю, как бы я хотел, чтобы развивался мой театр, и, слава богу, меня поддерживают: и руководство театра, и зрители, и друзья, есть люди, которые хотят помогать. Все вокруг понимают, что пришел совершенно неспокойный человек, да и труппа в нашем театре тоже неспокойная, все хотят активно работать. Я не могу сказать, что все сразу за пять минут изменится, но, надеюсь, за два года, мы сможем сделать этот театр обязательным для посещения для каждого театрального человека.
— Связывало ли Вас что-то либо с Московским драматическим театром «Человек» до назначения?
— В этом театре начинали мои мастера, у которых я учился в Школе-Студии МХАТ Роман Козак, Игорь Золотовицкий, Александр Феклистов, Дмитрий Брусникин. Так что, видимо, мой приход сюда не случаен.
— Легко ли Вы сработались с коллективом? Стоит ли нам ждать новшеств в актерском составе?
— У нас в этом году период знакомства с труппой, она в театре замечательная. Актеров набирала для своих спектаклей Людмила Рошкован, художественный руководитель театра со дня основания. Людмила Романовна — великий режиссер, спектакли репетировала долго и очень скрупулезно. Три ее спектакля идут в нашем репертуаре. Однако труппа маленькая, всего двенадцать человек, не все типажи и возрасты есть, сейчас мы взяли в штат двух молодых артистов. И еще иногда мы будем приглашать актеров в помощь : один или два человека будут заняты в спектаклях «со стороны».
— Какие особенности есть у театра «Человек»? Чем он отличается от прочих?
— Нашему театру в следующем году будет сорок пять лет. Он долгое время был известен как театр абсурда, он был, наверное, единственным пространством России, который работал в этом жанре. Здесь часто игрались пьесы таких авторов как С.Мрожек, Э.Ионеско. Здесь всегда занимались актуальным театром [авторской комментарий: актуальным называют театр, не останавливающийся лишь на развлекательной функции; театр, который в состоянии рефлексировать и резонировать в поле социума], здесь даже ставились спектакли, которые запрещались сразу после премьеры.
— Почему именно «Биография» Фриша станет вашей премьерной постановкой?
— История повествует о человеке, который захотел изменить свою биографию, но не может понять, с какого момента начать. Тема интересная лично для меня, и для зрителей она тоже будет увлекательной. Ведь у каждого есть ошибки, которые хотелось бы исправить. По жанру это мистическая трагикомедия. Я очень люблю этот текст, его открыл для меня в свое время Роман Козак, и тема возможности «переиграть с любого места» свою жизнь меня всегда волновала. Да, я нахожу черты главного героя в себе, и думаю, пространство театра «Человек» идеально подходит для этого текста.
— Какие важнейшие моменты при создании спектакля? Кто исполняет главные роли?
— Пьеса интересная, сложная и очень редко ставимая. Две главные роли у нас исполняют Анатолий Кот, Евгения Крюкова и Дмитрий Филиппов.
— Что стоит знать людям, которые придут на Ваш спектакль?
— «Биография» не будет экспериментом. Скорее — это странные мысли о необратимости жизни. Над спектаклем работает замечательная команда моих со-товарищей. Художник — постановщик Маша Рыбасова, художник по свету Сергей Скорнецкий, режиссер по пластике Константин Мишин, художник по костюмам Любовь Скорнецкая. Премьера состоится в конце декабря. Надеюсь, вам понравится.
— Какие планы на будущее? Что нового ждать посетителям от театра?
— Сейчас мы вместе с руководством театра, директором, Владимиром Месхишвили и заместителем директора, Наташей Тураевой, разрабатываем интересные стратегии, которые помогут нашему театру развиваться в разных направлениях. «Человек» был незаслуженно забыт, хотя здесь всегда бурлила жизнь .Наша задача – возродить интерес к нему , мы хотим, чтобы сюда приходили люди не только посмотреть спектакль, но и поговорить друг с другом, посетить художественную выставку , или стать участником специальных проектов театра, каких у нас планируется немало.
— Готовятся ли другие премьеры? Откроете секрет, какая постановка будет следующая?
В этом году премьер будет немного. Я сделаю два спектакля: «Биография» в декабре и весной — «Гамлета», а вообще — с начало сезона новых премьер мы сыграли уже три «Полжизни за поцелуй», «Легенды старой Москвы» и «Ивонна принцесса Бургундская».
— У Вас будет проходить серия новогодних представлений «Звёздные сказки»? Что они из себя будут представлять?
-Во главе будут стоять самые настоящие звезды, наши любимые артисты или ведущие которые, находясь совсем близко к зрителям, будут рассказывать истории детишкам и их родителям, а вообще сам процесс будет обрамлен в сказку. Это будет семейная история, с путешествиями, новогодними сюрпризами и Дедом Морозом со Снегурочкой . А еще, интересно, что подарки будут получать и малыши, и взрослые, Мы уверены, что проект будет иметь успех: принцип – «артист на ладошке», на расстоянии вытянутой руки – придает уникальность спектаклю.
— В театральном мире существуют режиссеры, которые обмирщают театр, и рады приветствовать посетителей в кроссовках и футболке, другие же стремятся сохранить элитарность и уверены, что рваные джинсы — не подобающая одежда. Какое у вас мнение?
— Прежде всего, у нас демократичный театр, мы ждем «своих» зрителей, а во что они будут одеты — останется на их «зрительской» совести. Однако, у меня есть мечта: устроить пару таких вечеров — дамы в платьях, бриллиантах, их кавалеры в смокингах – это уже некое представление, и само по себе спектакль. У нас планируется нечто подобное : в мае нас ждет музыкальная тематическая вечеринка, со строгим дресс-кодом: вечерние платья и мужские костюмы. К сожалению, из столичной жизни ушло понимание, что театр – это праздник, которого ждешь, к которому готовишься, хотя, кстати, в регионах эта традиция «выходов в свет» сохраняется.
— Есть ли у Вас совет, как лучше понимать постановки и режиссерский замысел? Что делать, если не понимаешь?
Режиссерский театр основан на прочтении, на трактовках, я сам сталкивался с такими моментами: если идет человек смотреть на такой спектакль, то главное- подготовленность, знание материала. Когда зритель представляет, о чем речь, когда он «в материале», ему легче понимать суть происходящего.
— Тем, кто утверждает, что театр мертв, Вы скажете…?
— Ерунда это все! Говорят, что театр проиграл кино, кино – телевидению, а телевизор – интернету, но не забывайте, что театр – первый в этой цепочке, он всегда был и будет. В Москве это очень популярный вид искусства. И я, как человек, который уже как три года занимается только театром, скажу абсолютно определенно: театр не мертв, и никакого кризиса нет.
Владимир Скворцов своим разговором заряжает энергией, ты вместе с ним начинаешь верить не только в большое будущее театра «Человек», но и, в целом, в наши человеческие силы: мотивация режиссера передается и вам. И я обязательно посещу постановки театра, надеюсь, что в зрительном зале будете и Вы, мой читатель, и мы вместе проживем с вами спектакль и зарядимся сильнейшим духом, этот маленького, но долгоиграющего и далеко идущего театра. Так, что встречаемся по адресу:
Больше информации о театре и грядущих спектаклях на сайте:
или по телефонам: 8 (495) 691-16-56, 8 (495) 691-19-21.