В Театре имени Моссовета режиссер Юрий Еремин поставил спектакль Baden-Баден» по мотивам романа Тургенева «Дым».
Постановка сохранила верность оригиналу текста и историческое соответствие описываемому периоду, особенно эффектно смотрелись роскошные бальные платья старинного кроя на Евгении Крюковой, исполнительнице роли Ирины Ратмировой.
Действие открывается смутными очертаниями железнодорожного вокзала и прибытием поезда, на котором главный герой Григорий Литвинов приезжает в Баден. По иронии судьбы, закончится спектакль все тем же поездом, только уж увозящим уничтоженного морально с разрушенными надеждами героя обратно.
Из декораций привлекает внимание зрителей бассейн, изображающий целебные воды, которыми славится Баден, а также «русское дерево», становящееся местом встреч эмигрантов, политических баталий и любовных признаний.
Береза с легкостью трансформируется на протяжении действия то в уединенную беседку-где происходят тайные свидания Литвинова и Ирины, то в роковое кольцо, затягивающее персонажей в свою трясину гибели, то легкий навес, укрывающий курортников от солнца во время их политических споров.
Весь спектакль развивается неспешно и элегантно. По сути по мере развития сюжета он разбивается на две независимых части — в одной сталкиваются между собой и ведут ожесточенные дебаты о будущем страны славянофилы, западники и прочие мыслители, приехавшие отдохнуть на модный курорт. Им кажется, что их рассуждения имеют большое значение, но по сути их единственный источник-скука, и красивые слова не имеют под собой никакого серьёзного фундамента и плана действий.
Выслушав словесные поединки и остроумно-красноречивые реплики, наблюдательный Литвинов недоуменно вопрошает- «из-за чего же суетятся все эти люди?». Суета и фальшь-вот что определяет наиболее точно происходящее в Бадене. Мнимые политики, пытающиеся решить судьбу страны в перерывах между лечебными ваннами и приемами пищи, легкомысленные романы светских львиц, оказывающихся в действительности мимолетными и эфемерными.
И если поначалу все пребывают в полном восторге от красот и комфорта западной жизни, то ближе к окончанию все больше герои тоскуют по России и именно на родину отправятся искать душевного исцеления.
Вторая сюжетная линия связана с вновь вспыхнувшим безудержным чувством Литвинова к его прежней возлюбленной, а нынче замужней светской даме-властной и своевольной красавице Ирине Ратмировой.
На подмостках сцены разыгрывается настоящая любовная драма. Отдавшись своему чувству Литвинов разобьет сердце невесты, потратит лучшие духовные силы в погоне за все время ускользающим от него образом и в итоге поняв, что Ирина никогда не уйдет от мужа, полностью опустошенный и разочарованный в любви вернется на родину.
Концовка пьесы отличается от финала романа. У Тургенева Литвинов, измученный интригами Ирины, обретет тихое счастье с верной и преданной ему девушкой Татьяной. Но в постановке Еремина хэппи-энд невозможен-слишком опустошен и разбит герой, чтобы начать жизнь заново, у него уже нет сил. Единственное его утешение-забыться за работой и заботах о хозяйстве имения по приезду в Россию.
Название дым оказывается весьма символичным и неслучайным-растают как дым счастливые надежды на любовь Литвинова, таким же призрачным миражом окажутся напыщенные диалоги отдыхающих русских эмигрантов о судьбе России. Все сольется с дымом уходящего поезда.