Гимн романтиков и свято верящих в любовь мечтателей звучит на сцене Культурного центра «Москвич» каждый месяц. Захватывающая и трогательная история, знакомая нам с детства благодаря книге Александра Грина, оживает под музыку Дунаевского и обретает новую смысловую оформленность в режиссуре Светланы Горшковой. Мюзикл «Алые паруса» – это история о силе духа и притягательном упрямстве, о терпении и стойкости, о лучших человеческих качествах и об их проявлении, о вечной борьбе добра и зла. В следующий раз увидеть яркую постановку и вновь убедиться в том, что сказочные фантазии имеют свойство сбываться, можно будет 28 и 29 февраля.
Приключение зрителей по волнам мечты начинается со знакомства с городом Каперной, где и будет происходить все действие мюзикла. Уставшая от житейских забот, не понимаемая обществом и скучающая по находящемуся в плавании мужу Мэри (Мария Плужникова) предстаёт перед нами во всем трогательно-беззащитном образе. Героиня страдает, просит помощи, готовится пойти на унижение, дабы раздобыть немного денег, но не для себя, а для дочери… Мимика актрисы и её эмоции максимально точно передают боль и терзания молодой женщины. Да, она способна принять оскорбительный удар на себя, способна показаться бедной, отчасти немощной и наивной. Но она не готова потерять достоинство. В самый гадкий эпизод сцены в трактире у Меннерса-старшего (Евгений Скочин), когда жадный и наглый мужчина пытается склонить Мэри к порочной связи, она не лишается своей утонченности и стати. Возможно, это также явилось неприятием её серой безликой массой. Кульминацией становится сцена, когда полураздетая Мэри лежит на полу и думает не о том, что ей смертельно холодно, а о том, как обезопасить свое маленькое сокровище – Ассоль. В арии матери, которую Мария Плужникова исполняет в эти минуты, отчётливо слышны самые глубокие чувства. Мать словно передаёт дочери посредством песни всё лучшее, что есть в ней, окутывая дитя нежностью и любовью на всю оставшуюся жизнь…
Резким, пронизывающим все на своём пути морским ветром врывается на сцену Лонгрен (Андрей Школдыченко). Он взбешен, зол, его сердце наполнено жаждой мщения за смерть любимой жены. Кстати, именно это чувство, мастерски подчеркнутое музыкальными переходами, становится лейтмотивом всего дальнейшего сюжета. Морской волк принимает решение отказаться от жизни среди людей и отречься от общества, когда осознает, что ни один мускул на его лице не дрогнул при виде гибели врага. Врага, но такого же человека, как он сам. Заточение в Маяке становится его приговором себе, его крестом. Он считает, что отомстил, что наказал, что сделал то, что обязан был сделать по чести и совести. Актёр точно и выразительно переживает эмоции своего героя, показывая, какие демоны разрывают его изнутри. Ведь теперь из-за него пелена позора и отторжения наброшена и на маленькую Ассоль (София Фанта). Характерна сцена передачи дочки только что вернувшемуся моряку – трепетно держа свёрток на руках, Лонгрен некоторое время не может поверить и осознать, что это его дочь. Их с Мэри дочь!.. Непонимание, смятение и чувство небывалой ответственности сказываются в движениях… И чтобы защитить свою дочь от влияния глупых людей он впоследствии не будет даже отпускать её гулять одной. Он надеется заменить ей весь мир!
- Отношения между отцом и Ассоль – одна из ключевых как сюжетных, так и музыкальных тем постановки. Трогательно-искренняя связь на протяжении всего сценического времени показана актёрами ярко и трепетно. Маленькая Ассоль не знает другого мира кроме того, что бережно создаёт для неё отец. Это мир, состоящий из добра, правды, любви и справедливости. Мир, в котором негодяи всегда остаются наказанными, а хорошие люди живут в согласии. Мир, из которого Лонгрен так боится выпустить Ассоль в реальный – ведь город, где они живут, так не похож на описанный моряком. Общество, которое отвергло Лонгрена, заведомо ненавидит и его дочь. Необходимо отметить мастерство художника-постановщика (Ольга Шагалина): толпа людей действительно выглядит, как однородная, безликая масса. Они одеты в одинаковую одежду, их образы слились в один грохочущий поток. У этих людей совершенно идентичные мысли, ведь толпа думает самым примитивным образом. И в это общество упрямо хочет выбежать Ассоль! Хочет, потому что её любознательная натура не может существовать в узком мире – даже таком совершенном.
- Связь между отцом и дочерью усиливается по мере того, как Ассоль взрослеет. Со стороны Лонгрена зритель может заметить возрастающий страх за то, что дочь скоро убежит от него, уплывёт, и он во второй раз потеряет дорогого человека. Ария отца, в которой звучат слова «Только далеко не уплывай» становится наказом, советом, криком души моряка. Он видит, что его дочь растет упрямой мечтательницей. Авторы либретто (Андрей Усачёв, Михаил Бартенев) детально подчеркивают в диалогах между героями изменения, происходящие в их отношениях. У взрослой Ассоль (Мария Иващенко) уже сформировано видение на окружающий мир. Отчасти оно зависит от мнения отца, но в большей мере – от общения с Эглем (Сергей Ли). Этот загадочный, знающий чуть больше и видящий чуть дальше остальных собиратель сказок разглядел в девушке силу, которая поможет ей преодолеть временные жизненные трудности и душу, которая не потеряет веру и не предаст мечту. Талантливейший артист мюзиклов смог вложить в героя харизму и обаяние, присущие его личности. Эгль не единожды воскликнет в ходе сюжета «Приплыл!», и лишь тонко чувствующее сердце Ассоль подскажет, когда это будет , на самом деле, корабль из ее мечты.
- Отличительная особенность мюзикла – повышенное внимание к деталям и сквозным смысловым мотивам. Так, корабль с алыми парусами впервые появляется, когда Лонгрен дарит Ассоль подарок на 12-й День рождения. И уже потом он при помощи ловкого режиссерского приема превращается в мечту девушки. А мечты в человеческом понимании зачастую перекликаются с грёзами и сновидениями, которым в постановке уделено немало значения. Во снах Мэри приходит к Лонгрену, во снах Ассоль впервые встречается с загадочным Греем (Артём Елисеев). Сны, сказки, фантазии и реальная жизнь неразрывно связаны в «Алых парусах». И лишь зритель решает, что именно он готов принять за правду. А режиссер при помощи видео-сопровождения максимально вовлекает зал в психологическое состояние Ассоль: мы начинаем верить ей и в её мечты, мы также ожидаем прибытия Грея, мы также не спускаемся с Маяка…Маяк, в свою очередь, имеет в мюзикле символическое значение. Маяк – это место, с которого девушка надеется первой увидеть своего капитана, маяк – это свет, который укажет Грею путь, и маяк – это гордо возвышающаяся над городом постройка.
- «Сумасшедшая!» – кричит трактир во главе с сыном Меннерса (Иван Коряковский) и его матерью (Ксения Кастор), «Гордячка!» – восклицает толпа. Даже Лонгрен немного побаивается «странности» своей дочери, хотя и безмерно её любит. Но можно ли считать сумасшедшим человека, который свято оберегает свою мечту и не позволяет растоптать её? Можно ли унижать человека, который не боится быть самим собой и не уподобляться массе? Создатели мюзикла оставляют зрителю право отвечать на эти вопросы. Но одно лишь обстоятельство, что Грей, вопреки всем штормам, приплыл, уже указывает на завуалированное мнение постановщиков. Мужество и смелость, характерные для истинного джентльмена, отсутствие страха перед неудачей, доброта и порядочность – все это воплощает в себе герой, появившийся будто бы из сказки в тот момент, когда Ассоль в нем больше всего нуждалась и когда у нее совсем не осталось сил, чтобы бороться с несправедливостью…
- Финал постановки напоминает праздник. Будучи с самого начала подвижным, воздушным и легким благодаря мастерски поставленным танцам и акробатическим номерам, мюзикл превращается в истинное торжество. Алые паруса приплыли, добро и вера победили коварных сплетников. Эгль, Лонгрен и красивая молодая пара счастливо улыбаются и понимают, что неприятности остались позади… А впереди – мирная, гармоничная жизнь. Но это уже совсем другая сказка..
Фото предоставлены пресс-службой АНО «Музыкальное сердце театра»
Актерский состав указан в соответствии с представлением 14.12.2019