Если вы хотите провести вечер в компании обворожительной народной артистки России Елены Яковлевой, трех джентльменов, навсегда изменивших жизнь её героини, профессиональной игры на кларнете и искрометного, но порой циничного юмора, то театральное агентство «Арт-партнер XXI» приглашает вас на следующий показ спектакля «Территория любви» 20 июня в театр «Содружество актёров Таганки».
Историческая сцена «Таганки», окутывающий туманом дым, минимум декораций.…Лишь длинный деревянный стол, на концах которого, словно по разные стороны баррикад, располагаются герои да платяной шкаф, откуда, как из недр памяти, они появляются. В такую атмосферу поместил модный современный режиссер Владимир Панков действие пьесы Майкла Кристофера «Музыка её души».
И снова – разговор «о вечном». Самая противоречивая, неоднозначная, популярная, исследованная от и до, но по-прежнему волнующая всех и каждого тема взаимоотношения мужчины и женщины по-особенному остро звучит в спектакле. Перед нами – не трагедия, не драма, а синтез чувств, пережитых героиней на протяжении ее жизни. То, что остается с ней, когда за очередным возлюбленным закрывается дверь. Но не сами впечатления становятся идеей пьесы, а их истоки, развитие, вырождение. И в конечном итоге оказывается, что поделиться накопившимися эмоциями можно только с Музыкой, единственной которой известен ответ на вопрос «что такое любовь».
Режиссер Владимир Панков работает, в основном, в жанре soundrama, а потому часто использует прием симбиоза драматического и музыкального в своих постановках. Он делает звук главным героем спектакля, когда музыка становится частью драматургии, а текст – частью музыки. Что происходит и в «Территории любви». По незамысловатому сюжету, музыкант (Алексей Михайленко / Евгений Бархатов) всего лишь приглашен героиней для того, чтобы скрасить вечер игрой на кларнете. На деле же – виртуозные реплики на кларнете становятся ключевой партией, усиливают до предела и обнажают самые интимные переживания героев. Музыка выступает свидетелем внутренних подъемов и падений ЕЁ, Музыка звучит в переломные моменты, Музыка прекращается, когда ЕЙ необходима тишина.
В спектакле мы видим три любовные коллизии, в каждой из которых ОНА (своеобразный собирательный образ женщины) ведет себя по-разному. Елена Яковлева блистательно справляется с предложенными амплуа, оставляя зрителя в замешательстве скоростью перевоплощений. Первую амурную историю рассказывает героиня трепетно, бережно охраняя свои воспоминания. Это – самое дорогое и важное на ее жизненном пути, период становления. Яковлева здесь – шестнадцатилетняя девчушка, влюбленная в некоего загадочного принца, и носящая с собой повсюду его идеальный образ. Но нельзя же встретиться с принцем неподготовленной! Нужна практика… И тут-то на помощь приходит робкий, зажатый младший коллега её отца Пол (Пётр Кислов), которого героиня, сама того не осознавая, влюбляет в себя. Она по-ребячески смела, экспрессивна, остра на язык, в ней еще отсутствует умение взвешивать свои слова и поступки, что и позволяет ей добиваться своего нажатием на нужные струны души кавалера. Став фатальной женщиной в его судьбе, она и сама все последующие годы будет жалеть об упущенной возможности ради иллюзорного идеала.
В истории с преуспевающим рекламным агентом Джеком (Вячеслав Разбегаев) роль главной скрипки ЕЙ играть уже не суждено. Амбициозный, нахальный мужчина женат, его мысли запутаны, слова лживы, и главное достоинство стоило бы искать в красоте и пылкости, но и они весьма условны. Яковлева играет женщину, которая потерялась, ищет «того единственного», но пока еще не понимает, что положение «Женат? Ну и что! Когда меня это останавливало?» заранее обречено. Из фатальной, уверенной в своей внутренней силе ОНА превращается в ждущую, терпящую, злящуюся на него и на себя, но все равно открывающую дверь и прощающую. Фарсовой становится финальная сцена этого «воспоминания», когда их трех возможных совместных дел Джек, как обычно, соглашается только на разговор о своей жене…
Кажется, гармония достигнута. Он – домашний, хозяйственный, к тому же, вдовец (Андрей Заводюк / Игорь Ясулович), но на этом – всё. Инертный, малоподвижный, приводимый в состояние экстаза видом бардака, грязной посуды и гор нестираного белья и предвкушающий удовольствие от уборки он едва ли может посягать на роль героя-любовника или идеального мужа. И здесь Яковлева примеряет амплуа жены и жертвы одновременно. Жена внешне, для общества. Жертва времени, возраста, памяти – внутренне. Кто она? Что с ней? Будучи искренней с каждым из трех, испытывая естественное желание быть счастливой, она только и может произнести «Музыку!» и запить горе очередной бутылкой вина, убрать которую с пола уже некому.
Одинаковые шляпы и трости у мужчин, общий и столь символичный для всех четверых декор одежды – алая роза, отсутствие имени у героини … Безликость или обобщение? Смех или горькая правда жизни? Да, пьеса пестрит смелыми высказываниями, едкими словечками, но так ли уж литературна, если присмотреться, наша повседневность? Постановка живая и дышащая, мы смеемся над действием и в это же время смеемся над собой. Ведь все вымышленное, что происходит на сцене, когда-то было списано с реальности. А секрет долгих и прочных отношений вложены в уста домоседа Джека, и на этот раз мы не станем с ним спорить, а повторим: «Идеальная пара – это не когда ваши идеалы совпадают, а когда ваши идеалы не мешают друг другу».