22 ноября 2019 года в театре Школа Драматического искусства состоялась премьера спектакля «Макбет» по мотивам пьесы Шекспира. Режиссер — заслуженный артист РФ Александр Огарев представил современную версию Макбета. Художником выступил лауреат Золотой маски Александр Мохов.
Это уже третья совместная работа Огарева и Мохова, ранее в результате их сотрудничества были поставлены спектакли «Лес» по Островскому и «Дачники» Горького. За костюмы отвечала Мария Лукка, за свет-Тарас Михалевский. Роль главного героя исполнил Илья Козин, его супруги- Алина Чернобровкина.
С первых минут жанр постановки сложно определить-он меняется по ходу действия. Временами напоминает сатиру на средневековую политику с отсылками к современности- чему стоит, например, церемонное селфи короля Дункана и двусмысленная фраза о том, что он отметил себя в истории-намек на вклад в историю или банальный инстаграм? Неоднозначность фраз и поведения героев делает спектакль еще более игровым и интересным.
В процессе развития сюжета сатира на время становится классической трагедией-вместо каламбуров преступления и нешуточные страсти, взамен фарса- трагизм.
На центральное место в сюжете выходят вопросы политической власти и правления личности, уделяется пристальное внимание влиянию, которое оказывает власть на человека. В отличии от традиционной шекспировской версии, здесь нет положительных героев и все персонажи по сути порочны.
«Добрый» король Дункан показан слабохарактерным человеком, падким до женщин, мало соответствующим образу нравственного и справедливого властителя. Будущий правитель Шотландии, вступивший на трон после гибели «злодея» Макбета грозит стать не меньшим деспотом. Важное значение имеет диалог между Малькольмом и Макдафом, когда принц описывает свои дурные склонности и возможные беды, которые может причинить стране. Деспотия сменяется очередной тиранией, и каждый следующий монарх оказывается не лучше предыдущего.
Режиссер поднимает вопрос о том, что безграничная неконтролируемая власть практически никогда не приводит к добру и совершенно портит человека. Оказавшись наделенными безграничными возможностями, люди проявляют все дурные качества, заботятся лишь о собственном благе, затеивают междоусобные войны, мало заботясь о простом народе.
Если в оригинале у Шекспира концовка более сказочная -злодей наказан, на престол вступает добрый король и грядет счастливая эпоха для государства, то здесь же финал неопределен. Макбет, безусловно, был злодеем, но что принесет стране правление нового монарха, и грядут ли положительные перемены с его приходом? Вопрос остается открытым.
Вторая сюжетная линия-это вопрос о том, куда может завести сильная воля и честолюбие личности, жаждущей власти. Макбет и его жена мечтает о короне, и их не пугает кровавый путь к ней. Злодеяние, раскаяние и расплата за содеянное-тема вечна и актуальна во все времена. Возможна ли абсолютная свобода личности без оглядки на этические нормы и мораль? Цитаты из Фридриха Ницше и Уильяма Блейка, произносимые в репликах персонажей, наводят на размышления. .
У главного героя получилось изменить судьбу и заполучить корону, но не удалось уйти от возмездия и желанный скипетр не принес счастья-лишь постоянные войны, убийства, потерю сна и самоубийство леди Макбет. И здесь постановка дает свой ответ на понятие абсолютной воли вне интересов окружающих и общества -да, такая свобода возможна, но какой ценой и насколько она долговечна?
Мистики в современной версии не так много. Ведьмы и Геката скорее похожи на хор, комментирующий ход событий со стороны, чем на волшебное сообщество. Предсказание сестер, сообщенное Макбету, оказывается роковым и запускает машину смерти. Не таинственная мистическая сила, а воля случая пробуждает честолюбивые стремления и приводит к веренице смертей. Неслучайно впоследствии Геката бранит ведьм, подчеркивая, что неосторожно сказанное слово может изменить судьбы.
Интересно, что изменилась первоначальная концепция ведьм-из уродливых старух со страниц пьесы они превратились в прекрасных девушек, героинь других произведений Шекспира-Джульетту, Офелию и Дездемону, попавших в ад после смерти.
Инсценизация щедро наполнена музыкой, многие песни были написаны специально для премьеры. Композитор Александр Дронов исполняет свою музыку на клавишах, Светлана Анистратова создала музыкальный фрагмент «Макбет и духи», исполняемый хором.
При этом «Макбет» — это еще спектакль и про любовь, как силу, разогревающую честолюбие и пробуждающую дремавшие страсти. Макбет из любви к жене решается на преступление, чувства поддерживает супругов во время всех их злодеяний, но даже они не способны избавить их от гнета душевных терзаний. Макбет и его жена постепенно удаляются друг от друга, власть и безмерное честолюбие уничтожили даже сильную любовь.
В заключение хотелось бы отметить, что новый спектакль, безусловно, заслуживает быть увиденным. Он сочетает в себе классическое наследие великого поэта, современные подходы и заставляет задуматься над вечными философскими вопросами о смысле жизни, власти и борьбе, свободе.