АрхитектураМеста Москвы

ВДНХ — ВВЦ — ВДНХ: как вместе со страной менялась ее главная выставка

На время всеобщей самоизоляции ВДНХ подготовила богатую онлайн-программу: виртуальные выставки и экскурсии по экспозициям павильонов, лекции по истории кино и мастер-классы по каллиграфии. Пока вы, сидя дома, любуетесь скульптурными группами на крышах знаменитых строений и погружаетесь во вселенную Андрея Тарковского, мы рассказываем о ключевых этапах в судьбе ВДНХ и о том, почему Выставка достижений народного хозяйства фактически стала лицом Советского Союза, а потом — России, и как в ее облике отразились драматические вехи в истории государства. 

Большое строительство на болотах

Идея продемонстрировать достижения народного хозяйства появилась у правительства СССР в середине 1930-х годов. Выставку хотели приурочить к двадцатилетнему юбилею установления советской власти, чтобы продемонстрировать всему миру: молодое государство активно развивается и наращивает производственный потенциал. Увы, проект оказался слишком сложным, чтобы его удалось закончить в срок. Нужно было подготовить планы застройки, провести конкурс для архитекторов и художников, найти, в конце концов, подходящую площадку. 

ВДНХ в период СССР
ВДНХ в период СССР

Северо-Восточный округ Москвы уже трудно представить без нарядных павильонов и фонтана «Дружба народов», но на стадии задумки выставочного комплекса были и другие варианты расположения: начиная с Сокольников и заканчивая Лужнецкой набережной. В итоге выбрали просторную территорию на месте останкинских болот. Главным архитектором проекта стал Вячеслав Олтаржевский, который сделал ставку на сочетание изобилия свободного пространства и строгой симметрии отдельных элементов ансамбля. 

ВДНХ
ВДНХ

Уже в первые годы своего существования ВДНХ претерпела немало изменений. Изначально планировалось, что экспозиционный городок будет временным, но потом правительство решило, что он должен украшать Москву в более длительной перспективе. Поэтому часть зданий пришлось перестраивать с упором на долговечность. На фоне этих событий Олтаржевского постигла печальная судьба. Архитектора обвинили в том, что его план строительства оказался недостаточно надежным и «праздничным» и преуменьшал, таким образом, роль советской промышленности, а это уже тянуло на измену родине. Олтаржевского сослали в Воркуту, но, хотя от спроектированных им зданий сегодня почти ничего не осталось, организация пространства на ВДНХ по-прежнему соответствует его плану. 

Индустриализация и борьба с излишествами

В разные годы над обликом ВДНХ работали по-настоящему легендарные личности: архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, художники Александр Дейнека и Мартирос Сарьян. Позолоченными деталями на фасадах зданий, резными беседками, изящными колоннадами и сегодня трудно не залюбоваться. Но в годы правления Никиты Хрущева «украшательства», свойственные сталинскому ампиру, стали считаться элементом почти непристойным. Поэтому строения снова подверглись реновации: теперь их дизайн был уже более сдержанным — прямые линии, массивные формы, много стекла. 

Павильон Казахская ССР
Фото Б. Игнатовича с сайта mos.ru

Кстати, именно в это время комплекс получил привычное нам наименование: раньше он назывался ВСХВ, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, и только в 1959 году превратился в ВДНХ СССР. Произошли и другие преобразования. В соответствии с оригинальной задумкой, павильоны олицетворяли достижения промышленности отдельных советских республик и областей. Однако в начале 1960-х годов концепция поменялась в сторону конкретных отраслей, причем не только народного хозяйства. 

В течение нескольких десятилетий на месте старых зданий и рядом с ними появились павильоны «Металлургия», «Здравоохранение», «Вычислительная техника», «Радиоэлектроника и связь», «Плодоовощеводство». Все эти перемены отражали две важные тенденции, свойственные эпохе. Во-первых, культура быта и городской жизни в СССР шла по пути упрощения, утилитарности: новые строения на ВДНХ отличались от старых примерно как хрущевки — от сталинских высоток. Во-вторых, в Холодной войне происходили затишья, которые позволяли хотя бы на время перейти от ожесточенной борьбы идеологий к относительно мирной технологической конкуренции. 

Лихие девяностые

Годы после распада Советского Союза оказались непростым временем для всей страны, и ВДНХ исключением в этом смысле не стала. На площадке, которая должна была олицетворять промышленные рекорды государства, появились десятки палаток, где продавали видеокассеты, батарейки, бытовую технику, колбасу и вяленую рыбу. В каком-то смысле это не то чтобы сильно противоречило исходной концепции: вкусная колбаса — тоже достижение народного хозяйства. Но хаос и смятение, царившие тогда повсюду, изменили облик выставки до неузнаваемости: она превратилась в подобие стихийного рынка, с обшарпанными, неряшливыми зданиями, оклеенными рекламными плакатами. Внушительная аббревиатура ВДНХ изменилась на более безликую ВВЦ — Всероссийский выставочный центр. 

В принципе, понятно, почему выставка пришла в упадок: новое правительство в лице Бориса Ельцина лишило ее государственного финансирования. Неудивительно в итоге, что при Вадиме Саюшеве, который был гендиректором ВДНХ-ВВЦ в 1983-1998 годах, павильоны сдавались в аренду под магазины и склады. Но цена, заплаченная за условное выживание объекта в экстремальных условиях, была слишком высокой. 

Лучше всего атмосферу, царившую тогда на ВВЦ, передает высказывание Юрия Лужкова: «Всероссийский выставочный центр сегодня — это примитивный базар с неухоженной и загрязненной территорией и высокой степенью криминогенности». Конечно, излишне демонизировать девяностые тоже не стоит, но аналогичное определение в те годы можно было применить ко многим районам столицы и страны в целом. К слову о бывшем мэре Москвы: построенный с его подачи и проходящий через ВДНХ монорельс — еще одна примета эпохи, яркий пример прожектерства, которое во многом определило время правления Лужкова. 

Новое на обломках старого

Считается, что шанс на новую жизнь выставка получила в 2013-2014 годах, когда почти 70% ее акций были переданы правительству Москвы. Но на самом деле этот процесс начался несколько раньше, в середине нулевых, и события тех лет во многом определили современный облик ВДНХ. Так, еще при Магомеде Мусаеве, который возглавлял ВВЦ с 2004 по 2009 год, происходили первые «ночи ковшей»: территорию начали очищать от ларьков и прочих нелегальных построек. 

Во времена директорства Мусаева стали в том числе реализовывать план по возвращению ВДНХ статуса ключевой выставочной площадки страны. Именно тогда, к примеру, завершили строительство 75-го павильона МосЭкспо — одного из наиболее современных на тот момент выставочных комплексов в Москве, где по-прежнему проходят крупнейшие отраслевые мероприятия. Правда, создание нового зачастую невозможно без разрушения старого: от части одряхлевшего советского наследия пришлось избавляться. 

Жертвой этого болезненного процесса стали, в частности, не только неказистые аттракционы, мозолившие глаза еще с 90-х, но и обветшавший и небезопасный для посещения Ту-154, стоявший рядом с павильоном «Космос». Зато сам легендарный павильон, наоборот, попал в программу реставрации, когда позже, в 2014 году, проект возрождения комплекса отдали в руки лично Сергею Собянину. Город выделил более 3 млрд рублей на восстановление территории. Остатки нелегальных построек ликвидировали, более трети комплекса сделали пешеходной зоной, а самое главное — вернули ему не только историческое название, но и само по себе выставочно-развлекательное значение. 

На обновленной ВДНХ появились океанариум «Москвариум», мультимедийный парк «Россия — моя история» и арт-резиденции музея «Гараж». Зимой на площадке между площадью Дружбы народов и фонтаном «Каменный цветок» стали заливать один из самых больших в мире катков с искусственным льдом. А в 2016 году с территории ВДНХ исчез символ лужковской эпохи — колесо обозрения «Москва-850». Вместе со всей страной выставка устремилась в сторону технологичного будущего, стремясь порвать с недавним прошлым, запомнившимся вещевыми рынками и шашлычными почти у подножия «Рабочего и колхозницы».  

Наши дни и возвращение к «традиционным ценностям»

Пожалуй, будет преувеличением сказать, что ВДНХ сегодня играет в жизни государства ту же роль, что и шестьдесят или восемьдесят лет назад. Все-таки в прошлом ее экспозиционная, «витринная» роль была куда выше. Тем не менее, нынешняя государственная политика во многом строится на возвращении к так называемым «традиционным ценностям». К ним в том числе относятся представления о Советском Союзе как о государстве, в котором деревья были зеленее, а люди — добрее. Поэтому сегодня ВДНХ, возглавляемая Сергеем Шогуровым, представляет собой готовый путеводитель не только по архитектуре сталинского ампира и ар-деко, но и по советской государственной философии с ее стремлением стать быстрее, выше, сильнее. Покорить космос, подружить все народы, изобрести рецепт самого вкусного в мире мороженого. 

Впрочем, хотя трансформации облика ВДНХ отражали и продолжают отражать глобальные перемены в жизни страны, одно обстоятельство во все времена оставалось постоянным. Для москвичей и туристов территория выставки всегда была едва ли не в первую очередь просто любимым местом для прогулок, где можно покататься по широким аллеям на велосипеде, выпить кофе в уютном кафе и заодно полюбоваться фонтаном «Золотой колос» или ажурной ротондой павильона «Культура» — немыми свидетелями большой истории. 

Автор: Татьяна Студенникова

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button